Техника - молодёжи 2005-01, страница 17

Техника - молодёжи 2005-01, страница 17

ны, но у кого сегодня повернется язык обвинить в этом создателей нового носителя?

Если поставить рядом «Ангару-5» (полезный груз - 24,5 т) и «Дельту IV» (20,5 т), хорошо видны все «плюсы» и «минусы» жидкого водорода. Каждый из пяти УРМов «Ангары-5» имеет длину 23, диаметр - 2,9 м, «сухую» массу 8 т и оснащен двигателем РД-191 тягой 196 т. «Дельта IV» включает 3 блока СВС, длиной по 40,9 и диаметром 4,88 м, «сухой» массой 24,5 т; каждый из них оснащен двигателем RS-68 тягой 294 т...

«Водородная» ракета легче (заправленная), но гораздо более громоздка. Кроме того, жидкий водород намного дороже керосина. Поэтому при уникальных пусках сверхтяжелых носителей водородное горючее не имеет альтернативы, а вот если речь идет о десятках и сотнях полетов, его преимущество неочевидно...

«КИРПИЧИ» ДЛЯ ДОМОВ НА ОРБИТЕ. А какими будут те орбитальные станции, с которыми будут взаимодействовать описанные корабли?

Как уже сказано, в нашей стране есть отработанные блоки-«шасси». Есть модули 17К («ТМ» №7, 2004) и их развитие 27К - те самые «вечные Салюты», базовый блок «Мира», служебный модуль МКС - большой объем, надежная конструкция. Есть модули 77К («ТМ» №9, 2004 г.) -ФГБ, со свободными торцами для стыковочных узлов и целевых приборов, с огромным запасом топлива для маневров. Есть модули 37К - не способные к автономному полету, зато простые и легкие. Есть совсем маленькие модули, такие, как стыковочный отсек «Мира» или «Пирс» МКС, сделанные на базе «союзов-ских» ОБО.

Таким образом, «кирпичи» есть, но вот с твердым представлением о том, что из этих «кирпичиков» можно построить, сложнее. Дело здесь не только (боюсь, даже не столько) в деньгах. Судите сами...

Россия обязана достроить МКС. Сегодня российский сегмент (PC) состоит из трех модулей («Заря», «Звезда» и «Пирс», см. «ТМ» №10,

3 4

6

1 7

Предполагаемый облик «ОКА-Т»: 1 - стыковочный узел; 2 - антенн системы стыковки; 3 - солнечная печь; 4 - агрегатный отсек; 5 - солнечная батарея; 6 - негерметичный приборный отсек; 7 - герметичный отсек.

2004 г.) и двух типов транспортных кораблей (пилотируемый «Союз-ТМА» и беспилотный «Прогресс-Mi»), которые периодически стыкуются к трем стыковочным узлам. На данный момент PC обеспечивает жизнеобеспечение космонавтов (американские системы не работоспособны), поддержание орбиты станции собственными корректирующими двигателями и двигателями кораблей, ну и -замену экипажей. Научной аппаратуры на российских модулях практически нет, энергетика станции обеспечивается американскими солнечными батареями, только на американском сегменте пока стоят и стабилизирующие ги-родины.

Планируется, что к 2010 г. в состав PC войдет НЭП (научно-энергетиче-ская платформа), многоцелевой лабораторный и исследовательский модули. По новым данным, два последних будут сделаны на базе ФГБ, и позволят наконец наладить на российском сегменте научную работу.

Возможно, в это же время России придется решать проблему доставки на МКС японского модуля JEM и европейского «Columbus». Оба они изначально предназначались для выведения «Шаттлом», что в значительной степени определило их конструкцию. Перспективы «Шаттлов» по-прежнему туманны, зато отечественные специалисты нашли возможность заменить их... «Протонами», предложив семейство беспилотных кораблей ГТК («грузовой транспортный корабль»), Основой ГТК послужили части ФГБ и агрегатный отсек «Союза». А самый большой из них -ГТК-3, как раз способный доставить европейский и японский модули, - с опорной орбиты к МКС должен буксировать отдельно запускаемый и стыкуемый с ним «Прогресс»!

В общем, на ближайшее время МКС останется единственным форпостом человека в ближнем космосе несмотря на все ее недостатки.

Орбита МКС недостаточно наклонена к экватору, что ограничивает ее возможности как по наблюдению за Землей, так и по изучению околоземного пространства. Компоновка МКС исключает размещение экспериментального оборудования в наилучшем для этого месте - в центре масс (там находятся забитый служебными системами и топливом модуль «Заря» и переходной люк, соединяющий американский и российский сегменты). Создателям МКС не удалось решить важнейшие организационные проблемы, что если не исключает, то резко осложняет эффективную эксплуатацию дорогой станции. Наконец, большая часть блоков МКС (включая рос

сийские) рассчитывалась на доставку «Шаттлами», и не может быть выведена другим способом без серьезной доработки или полной переделки...

Поэтому в отечественных НИИ и КБ медленно и трудно, но рождаются проекты будущих орбитальных объектов, призванных сменить МКС. Прежде всего, речь о высокоширотной посещаемой космической станции (ВПКС) и посещаемом технологическом орбитальном модуле.

Проект ВПКС рассматривался еще как потенциальная альтернатива «Миру» и с тех пор неоднократно изменялся. До 2013 г., на который намечено начало летных испытаний, он тоже, наверняка, изменится, но принципиальными останутся два момента. Во-пер-вых, станция будет выводиться на орбиту с большим наклонением, вплоть до полярной (наклонение 90°), что позволит наблюдать всю поверхность Земли. Во-вто-рых, экипажи на станции будут работать не постоянно, а прилетать туда периодически, для обслуживания, ремонта, переналадки и т. д. Идея в том, чтобы, сократив эксплуатационные расходы, получить наконец практическую отдачу.

На такой же режим эксплуатации рассчитан и технологический модуль. Вообще, оказалось, что «печки» для получения в космосе всевозможных экзотических материалов на пилотируемых аппаратах лучше не ставить: ускорения, вызываемые движениями экипажа, весьма негативно влияют на качество продукции. 7,9-тонный модуль под названием «МАКОС» разрабатывало НПО им. С.А. Лавочкина (на базе «союзовского» ОБО и агрегатного отсека АМС «Фобос»), Сейчас в Федеральной космической программе модуль именуется «ОКА-Т».

ВРЕМЕННОЕ РЕШЕНИЕ. Все описанное, однако, представляет собою лишь, как говорят прогнозисты, «пессимистический» вариант развития космонавтики. Практически, консервируется нынешняя ситуация с единичными полетами.

Но есть ведь и вариант оптимистический: с массовыми космическими перевозками, колониями и заводами на Луне, солнечными космическими электростанциями, городами на Марсе и спутниках пла-нет-гигантов, системой перехвата опасных астероидов. Вот только нынешней, даже еще только создающейся пилотируемой космической технике в этом оптимистическом варианте места... почти не будет. Возить не 2 - 6, а 20 - 600 человек, и не раз в 2 - 3 месяца, а раз в 2-3 дня, предстоит совсем другим машинам! п

ТЕХНИКА-МОЛОДЕЖИ 1 ' 2 0 0 5

15