Техника - молодёжи 2005-04, страница 11

Техника - молодёжи 2005-04, страница 11

ТВОРЦЫ

Почетный член Академии наук СССР (1965), лауреат Международных премий по астронавтике (1934, 1962), заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1965), почетный член Академии и Общества наук Лотарингии (1961), Нансийского университета (1961), Политехнического института Лотарингии (1978), почетный гражданин города Серадз (Польша), где он родился. Его научные и научно-популярный труды опубликованы на всех пяти континентах; по орбитам, рассчитанным им задолго до начала космической эры, полетели первые искусственные спутники земли, его именем назван кратер на обратной стороне Луны...

Ари Абрамович Штернфельд прожил сложную жизнь (1905 - 1980), девизом которой он сам называл латинскую пословицу: «Per aspera ad astra» - «Через тернии - к звездам».

С юных лет Ари увлекся идеей полета в космос, чему и посвятил свою жизнь. Мысль о полете на Луну возникла у него впервые в раннем детстве, когда он... молился вместе с отцом, мечтавшем, чтобы его сын стал раввином.

Но, после гимназии, тот для получения высшего образования едет во Францию, где заканчивает Институт электротехники и прикладной механики, получив диплом инженера-механика.

Ему приходилось оплачивать свою учебу сначала в гимназии - частными уроками, потом в институте - рабо

тая грузчиком на Центральном рынке (знаменитом «чреве Парижа»), рабочим на заводе «Рено». А уже с дипломом он - инженер и технолог на разных автомобильных заводах, в конструкторских бюро, где получает даже патенты на свои изобретения.

Занимаясь науками и различными техническими проектами, А.А. Штернфельд ни на минуту не расставался со своей мечтой. Днем он учился, работал, а вечера посвящал астронавтике. Это была не абстрактная мечта, а конкретные расчеты и чертежи.

В 1928 г. Ари Абрамович поступает в докторантуру Сорбонны для работы над диссертацией о проблемах космических полетов. Готовя материалы для диссертации, Штернфельд обратился во французский Центральный исследовательский институт с просьбой сообщить ему, где в мире занимаются проблемами космических полетов, и получил ответ - нигде. Он начал собирать сведения среди тысяч книг и статей, проводя много времени в старейшей библиотеке Святой Женевьевы. Самостоятельно проводил математические расчеты, а чтобы лучше понять влияние перегрузок на организм человека, он даже сам подвергался испытаниям на центрифуге аэродинамической лаборатории в Сен-Сире под Парижем. Чтобы смягчить перегрузки, Штернфельд предложил антигравитационный «Индивидуально пригнанный футляр» для экипажа космического ко

рабля. Эта идея нашла впоследствии применение.

В конце 20-х - начале 30-х гг. Штернфельд пытается убедить общественность в реальности космических полетов и в необходимости исследования человеком космического пространства. Он публикует цикл статей на эту тему во французской прессе, выступает с лекциями. Нередко по воскресеньям сопровождает группы посетителей Музея техники, где его излюбленной темой был транспорт будущего - реактивные самолеты, от которых он переходил к рассказам о космических полетах.

К этому времени Штернфельд выполнил огромное количество расчетов и собрал достаточно материала для окончательного оформления своей диссертации. Но неожиданно его руководители объявили, что не могут взять на себя ответственность за научность темы о космических полетах.

Они предложили изменить тему диссертации, заняться теорией резки металлов, обещали повышенную стипендию. Но никакие земные блага не могли заставить Штернфельда отказаться от своей юношеской мечты. Он решает продолжать исследования на свой страх и риск. В этом решении его поддерживает будущая жена - Густава Эрлих. Густава проявляла большой интерес к идее Ари, верила в ее реальность. Она стала его незаменимой помощницей. До последних дней своей

ТЕХНИКА-МОЛОДЕЖИ 4' 2 0 0 5

9