Техника - молодёжи 2005-06, страница 26

Техника - молодёжи 2005-06, страница 26

ПАМЯТНИКИ НАУКИ И

ТЕЛЕВЫСОТКА

Необычно высокие, темные плотные облака остановили лучи от прожекторов, уходящие в бесконечность. На вечернем московском небе лучи нарисовали три светящихся эллипса с отброшенными на них темными тенями от верхней части и шпиля Останкинской телебашни. Сама башня серебристой стрелой уходила в небо...

Августовским днем 2000 г., когда из эфира один за другим исчезли все каналы телевидения, никто сразу и не мог предположить, что в «серой ряби» на экранах виновата не приемная антенна, а охваченная огнем башня, служившая почти 35 лет верой и правдой делу телевещания. Почти невероятная новость вмиг облетела столицу. Всю следующую неделю только и говорили о судьбе башни в Останкине, гадая, куда же она все-таки упадет: на Телецентр, Останкинский пруд или совершенно в другую сторону. Многие съезжались посмотреть хотя бы издалека (может, в последний раз?), не рискуя приблизиться. Но башня устояла...

ВО ВРЕМЕНА «ДОИСТОРИЧЕСКИЕ»...

Мы так привыкли к Останкинской телебашне, что может показаться, что она была всегда, а до ее появления никакого телевизионного вещания вообще не было. Но это не так. Советское телевидение ведет отсчет своей истории с мая 1931 г., когда специалисты лаборатории телевидения Всесоюзного радиотехнического института с помощью радиопередатчиков провели первые опытные телепередачи. А уже с 1 октября 1931 г. при поддержке Московского радиовещательного узла в эфир начали выходить регулярные телепередачи, которые велись из небольшой студии ретрансляционного радиоузла Наркомата связи на улице 25-го Октября (ныне улица Никольская). Только не стоит думать, что телевидение уже тогда «пришло в каждый дом». Эти трансляции скорее носили экспериментальный характер, а основным средством массовой информации по-прежнему оставалось радио.

Спустя всего несколько лет, в 1935 г., «в целях повышения качества телевизионного вещания в Москве», принимается решение о создании новой радиотелевизионной станции. Для сокращения сроков и затрат на строительство первый Московский телецентр был открыт на улице Шаболовке на базе знаменитой радиобашни высотой 150 м, сооруженной по проекту академика В. Г. Шухова и успешно работавшей с 1922 г. А для организации двухпрограммного вещания рядом с Шу-ховской башней была возведена еще одна стальная башня высотой 110 м (которая, просуществовав до 1984 г. была разобрана при помощи вертолета).

За годы своей работы телецентр на Шаболовке несколько раз подвергался реконструкции оборудования в связи с требованиями стремительно развивающегося телевидения. Но, несмотря на принимаемые меры, уже к началу 1950-х гг. встает вопрос о создании нового телевизионного центра.

ОТ ИДЕИ ДО ВОПЛОЩЕНИЯ. В 1953 г. группа специалистов в области телевиде-

Вид с высоты 337 м на основание башни и окна ресторана «Седьмое небо» через прозрачный пол на смотровой площадке, май 2000 г.

Николай Васильевич Никитин (1907 -1973), доктор технических наук, член-корреспондент Академии строительства и архитектуры, заслуженный строитель РСФСР, лауреат Государственной и Ленинской премий.

Родился в городе Тобольске, в семье судейского писаря. В 1925 г. поступил в Томский политехнический институт. Еще в институте принимал активное участие в расчетах и исследовании конструкций, сооруженных из железобетона. С 1935 г. жил и работал в Москве. Участвовал в разработке планов строительства Дворца культуры и науки в Варшаве, монумента «Родина-мать» на Мамаевом кургане. Одним из самых интересных его проектов была мощная ветроэлектростанция, сооружение которой планировалось на горе Ай-Петри в Крыму. К сожалению, все работы были свернуты. Но главное его детище, ставшее знаменитым на весь мир, - телевизионная башня в Останкине.

Пожар на Останкинской телебашне, август 2000 г.

Те самые фидеры, о которых услышала летом 2000 г. вся страна

ТЕХНИКА-МОЛОДЕЖИ 6' 2 0 0 5

24