Техника - молодёжи 2005-08, страница 29

Техника - молодёжи 2005-08, страница 29

Принося богатые жертвы богам, можно выпросить себе здоровье. Мозаичная плита, найденная на раскопках шумерского Ура Музей Дамаска

Заговор против змеиного укуса

ковье лекари, например, осматривая больного, многозначительно повторяли: «Хилка! Беша!». Значения этих слов никто не знал, и произносили их просто в качестве дани забытой медицинской традиции. Но когда были прочитаны клинописные тексты из Месопотамии, выяснилось, что так шумерские заклинатели обращались к духам, вызвавшим болезнь: «Сгиньте! Устыдитесь!»

Компетентность врача у древних шумеров определялась во многом внешним впечатлением. Он должен был быть наголо обрит — это требовалось от каждого, кто общался с божеством. Шумерские врачи носили с собой сумку с травами и бинтами, а также жреческий кувшин для возлияний.

Исходя из того, что известно о шумерской медицине, можно сказать, что положение врача не давало ни особых привилегий, ни особых почестей. Неплохо были устроены в жизни лишь те, кто сумел стать личным дворцовым врачом. Особенно низко котировалась хирургия. Согласно некоторым древним источникам, на социальной ступени она стояла где-то рядом с ветеринарией.

Социальный статус шумерского медика поможет понять недавно переведенный текст «О ниппурском бедняке», рассказывающий три эпизода-шутки, которые бедняк сыграл с жадным правителем. Чтобы свести счеты с обидчиком, он решает проникнуть в его дом под видом врача. Желая остаться неузнанным, сбривает волосы и берет в руки символ профессии медика -кувшин для возлияний и куриль ницу. Появившись в доме пра-

В древности змея была символом бессмертия и универсальной силы. Существует древнее поверье, что змея никогда не умирает своей смертью, и если ее не убить, она будет жить вечно. Не удивительно, почему именно эмблема змеи,

украшавшая в древности V головы верховных жрецов, V стала главным символом ^ медицины

вителя, он представляется так: «Я — лекарь, уроженец И си на, сведу ю-щий...» (Исин в Древнем Шумере имел славу «ученого города»). На этих словах текст прерывается, но, судя по всему, далее «лекарь» превозносит свои знания и умение врачевателя. Будучи допущенным в дом правителя, лжелекарь быстро сориентировался в ситуации и сказал: «Господин мой, мое лечение успешно только в темноте». Далее рассказывается о том, что слуги оставили больного в полной темноте, а бедняк «использовал свои инструменты», чтобы выполнить задуманное. Он вылил воду из кувшина на угли и в заполнившейся дымом комнате связал и отлупил жадного правителя.

Как работали врачи-практики в Шумере в период его расцвета, также известно из клинописных табличек, найденных в Месопотамии. Большинство текстов, представляющих это направление медицинской школы, составлены по единому образцу. Каждая табличка состоит из ряда последовательных записей. Как правило, они начинаются стандартными формулировками двух типов — «Если человек болен (и у него такие-то симптомы)...» или «Если человек страдает от (такой-то и такой-то) боли в голове (или других частях тела)...». Далее идет подробное перечисление симптомов, которое использует устойчивую терминологию, описание субъективных ощущений больного и объективных признаков того или иного заболевания. Это ^ описание сопровождается детальными инструкциями врачу, как и из чего готовить лекарства, в какой последова тельности и как часто давать их больному и какими дополнительными процедурами сопровождать. Каждая запись заканчи вается своеобразным заключением: «Он поправится...», но иногда и предупреждением, что на благополучный исход болезни рассчитывать не стоит.

В различных текстах делается упор то на детальный диагноз заболевания то на анализ причин его возникновения,

Глиняная табличка, найденная на раскопках в Месопотамии. В центре лежит больной, которого терзают духи болезни в виде людей с львиными'головами. За больным наблюдает бог магии За. Ок. 750 г. до н.э. Лувр.Париж

Пазулу? «Царь злых духов». Олицетворяет южный ветер, несущий грозы. I тыс. до н.э.

Лувр. Париж

в числе которых, помимо прочих, называются также грехи заболевшего человека или вредоносная магия. Интересно, что структура записей различного периода отличается определенной последовательностью и использованием широкого набора медицинских терминов.

Практические врачи знали и применяли массаж, клизмы, припарки и компрессы, рекомендовали покой, отдых или специальную диету. Медицинские инструменты упоминаются редко, но в иных текстах речь идет о шпателях, металлических трубках, ланцетах и т.п. ►

I 27