Техника - молодёжи 2005-11, страница 29

Техника - молодёжи 2005-11, страница 29

новгородские пираты-ушкуйники

(ушкуй — речная ладья, на которой новгородцы совершали пиратские набеги), потому оно тоже не могло прислать много людей. Белозерское, Суздальское и Тарус-ское княжества, подчинявшиеся Москве, были необильны людьми и выставили немногочисленные дружины.

Поэтому пришлось Москве опираться на собственные силы. А они были: Москва стала огромным по тем временам городом, который своего войска выставил в достатке. Состояло оно из княжеской дружины и ополчения горожан. Московским ополчением традиционно ведал специальный боярин - тысяцкий. К моменту Куликовской битвы по старой традиции этот пост занимали бояре Вельяминовы. Но Дмитрий, боясь излишней независимости, которую давал этот пост, отменил его, И Московское ополчение влилось в боевые полки.

Теперь посмотрим, с кем воевала московская коалиция. С Золотой Ордой, с ханом? Нет. Война шла с западной частью Орды, которая простиралась от Волги до Днепра и предгорий Кавказа вместе с Крымом, А ее правителем был Мамай, отнюдь не хан из рода Чингизидов (только Чингизиды — ханы из потомков Чингисхана - были в сознании всех русских законными царями, владыками земель от Китая до Дуная). При этом Мамай (точнее, Мамак) — зять (по-монгольски -кюреген) ханского рода, женатый на принцессе, дочери хана Бердибека, безусловно, пользовался большим влиянием и занимал высокий пост беклярибека - главнокомандующего.

В 1361 г., будучи еще молодым сорвиголовой, Мамай попытался объявить себя ханом и даже отчеканил в одном из крупнейших городов Орды — городе Азаке (ныне Азов) - монету с надписью: «Мамай -царь правосудный». Однако быстро одумался и сделался «скромным». Не имея прав на высшую власть, он был вынужден править от имени законных ханов из рода Чингизидов. Правда, как только он замечал, что законный хан сильно вмешивается в его дела, этот хан немедленно погибал... Так. за 20 лет своего властвования Мамай «сменил» нескольких ханов.

К моменту Куликовской битвы ханом Мамаевой Орды был Тулук-бег (по-русски — Тюляк). Можно предположить, что именно с ним сразился Дмитрий Иванович. Во всяком случае, после 1380 г. хан Тулук-бег в письменных источниках не упоминается. Не исключено, что он погиб на Куликовом поле от руки князя Дмитрия Ивановича.

Сейчас мы знаем, каким был Мамай. В 1994 — 1995 гг. археологическая экспедиция Государственного Эрмитажа, которой руководил М. Г. Крамаровский, раскопала большой курган, высившийся на окраине города Старый Крым (в XIII — XIV вв. он назывался Крымом). В Xtl - XIV вв. это была золотоордынская столица полуострова и один из опорных центров Мамая. Более того, в честь этого города позднее назвали и сам полуостров. Курган тот исстари звался Мамайским старым кладбищем. Экспедиция раскопала в нем 65 погребений (вот уж воистину кладбище!), относя

щихся к III тысячелетию до н.э. -XVII в, н.э. Одно из погребений XIV в, оказалось необычным. Для него в кургане была отрыта офомная яма, в которой установлен трех-венцовый сруб из брусьев. В нем лежал скелет 50-летнего мужчины ростом около 150 см. Исследователи пришли к выводу, что покойный - человек очень высокого ранга. Это навело их на мысль, что в Ма-майском кургане был погребен не кто иной, как сам беклярибек Мамай.

Кроме того, известно, например, как охарактеризовал егоБартяш, посол великого князя Литовского Ягелло, в разговоре со своим господином: «Царь Мамай... человек середний ростом, разумом же не вельми тверд, в речи не памятлив, но горд вельми». Говоря современным русским языком, он был среднего роста, не слишком умен, его высказывания противоречили друг другу, но все это компенсировалось нахрапом

и спесью. Интересно, что литовский посол Бартяш, не знавший тонкостей монгольской иерархии, назвал Мамая царем: столь высоко было его положение. Мамай назван человеком среднего роста, это говорит о том, что в XIV в. рост 150 см на западе Восточной Европы считался средним. Степняки обычно были намного выше и достигали 170 - 180 см. Это и понятно: в отличие от оседлых земледельцев, они питались молочными продуктами и мясом, что стимулировало их рост. Недаром в эпосах оседлых народов кочевники всегда выступают великанами.

Кого же вел в бой Мамай? Прежде всего - своих подданных. Ему принадлежала степь от правобережья Волги до левобережья Днепра. Там кочевали многочисленные воинственные потомки местных половцев и завоевателей - монголов, татар, кыргызов и тангутов. Разгромив

t.'KiliL-Un тт