Техника - молодёжи 2006-02, страница 12

Техника - молодёжи 2006-02, страница 12

10 2006 №02 ТМ

РЕМЁСЛА

Г.

Ml

По металлической поверхности змеится рисунок. В нем можно угадать и древнюю арабскую вязь, и горячие волны песков, и светлые барашки прибоя, и туманные разводы штормовой пены... Каждый клинок из Дамаска уникален, это понимают не только знатоки. Рисунок на нем — настоящее произведение кузнечного искусства. Мы в современной кузнице. Повсюду холодно поблескивает металл инструмента и заготовок. От раскрасневшегося в горне кокса начинает идти тепло. «Сейчас здесь будет жарко, — уверяет кузнец, улыбаясь сквозь усы. — Я вам покажу, как делают наиболее простой — штемпельный дамаск. Конечно, не с «нуля», а от момента уже сваренного многослойного пакета, иначе пришлось бы провести в кузнице целый день». Игорь Юрьевич Пампуха — кузнец в третьем поколении, член Творческого союза «Гильдия мастеров-оружейников», постоянный участник и дипломант международных выставок — раскрывает нашему журналу секреты русского Дамаска.

Татьяна НОВГОРОДСКАЯ, фото Игорь КРАМАРЕНКО

В древности высоко ценилась индийская сталь, которую можно было купить в Дамаске, ставшем центром оружейного производства в эпоху Александра Македонского. Однако происхождение стали на дамасском базаре зачастую было трудно выяснить, поэтому называли «Дамаском» практически все приобретенное там оружие.

Способ получения дамасской стали, скорей всего, изобрели случайно. Раньше оставшиеся отсечки, обрезки (металл ведь был в дефиците, ничего не выбрасывали) — все вместе собирали и варили сталь для ножей и инструментов. Однажды кто-то увидел, что получается красивый узор, да и качество металла становится заметно лучше, и стали складывать куски специально.

Само железо не обладает достаточной твердостью, она появляется в его сплавах с углеродом и легирующими добавками. В те времена углеродистой стали как таковой не было, но, в зависимости от руды на молекулярном уровне исходный металл содержал какое-то количество хрома, молибдена или других элементов. В результате ковки сталь получалась лучше или хуже, но содержание углерода все равно оставалось недостаточным. Для улучшения свойств металла слои многократно перекладывали, нагревали на огне, закаливали, благодаря чему сталь приобретала необходимую прочность и твердость.