Техника - молодёжи 2006-03, страница 13РЕМЁСЛА www.tm-magazin.ru 11 рица основала много городов и среди них — Кумы, Питану, Приену, и, наконец, Эфес. Сила воительниц обеспокоила властителей народов Средиземноморья, и Гераклу было приказано выступить против них. Герой сумел овладеть поясом царицы Антиопы, что стало одним из его двенадцати подвигов, а ее саму пленил и подарил Тезею, которому она стала не только верной женой, но и боевым товарищем. Царица амазонок мужественно защищала Афины и погибла в битве. Государство амазонок обычно управлялось двумя царицами одновременно, и оставшаяся правительница Орифия поклялась отомстить за Антиопу, для чего обратилась за помощью к царю скифов Сагиллу, напоминая о соединявшем их родстве. Скифский царь прислал отряд всадников под командованием своего сына Панасагора, вместе с которыми амазонки «пересекли Босфор по льду» и «вступили в страну Акте» (видимо, таково было название Крыма или его южного берега в амазонские времена). Здесь они захватили «Афины» и основали святилище на высоком холме. Очевидно, в этой версии рассказа мы имеем дело с весьма содержательной «ошибкой» античного историка. Поскольку Босфор Фракийский никогда не замерзает, речь явно идет о том, что приазовские племена переправились по льду через Босфор Киммерийский, и захватили город Афинеон, ошибочно названный Афинами, в районе Судака. Память об основанном амазонками святилище сохраняется в названии Кыз-Куле — Девичья башня, — руины которой и сегодня увенчивают самую высокую, нависающую над морем вершину Судакской крепости. Наиболее знаменитой после Ори-фии была Пентезилея, пришедшая на помощь царю Приаму во время осады Трои. Она пала в битве от копья Ахилла, который, согласно мифу, увидев красоту амазонской царицы, воспылал к ней любовью и... устроил пышные похороны. После падения Трои слава амазонок стала клониться к закату. По рассказу Геродота, после троянской войны греки нанесли поражение амазонкам на берегах Фермодонта и увезли много пленниц на кораблях. В открытом море те взбунтовались и перебили стражей. Но, не умея управлять кораблями, вынуждены были предаться на волю волн, принесших их к Азовскому морю, на берегах которых жили скифы. Увидев амазонок, скифы не стали воевать с ними, а подослали самых привлекательных юношей, «желая иметь от этих женщин детей». Заключив браки с молодыми скифами, амазонки убедили мужей отойти на расстояние трехдневного пути к северу от Азовского побережья, Артемида и Актеон. Роспись на древнегреческой вазе. IVв. до н.э. Музей изящных искусств. Бостон Краснофигурный алабастр. Последняя четверть VIв. до н.э. Музей археологии. Одесса Н.К. Рерих. Настасья Микулична. 1943 г. Настасья Микулична — героиня русских былин рисовалась народному воображению могучей великаншей, не уступавшей в силе другим богатырям чтобы жить сообразно своим нравам и обычаям. Рассказ Геродота дополняет и легенда кавказских горцев (ее пересказал известный швейцарский путешественник Монпере, в книге «Путешествие по Кавказу и Крыму», изданной в 1838—1943 гг.). Во времена, когда предки черкесов еще жили на берегах Черного моря, у них происходили частые войны с воинственными женщинами с гор. Битвы не приносили победы ни той, ни другой стороне, и когда однажды две армии сошлись для решающего сражения, царица Еммечь, великая прорицательница амазонок, пожелала вступить в переговоры с Тульме, князем черкесов, который также обладал даром прорицания. Между армиями поставили шатер, где они и встретились. Переговоры длились долго, а по возвращении царица объявила, что взяла Тульме в мужья, и что военные действия прекратятся, если остальные последуют ее примеру. Мир был заключен, и черкесы поднялись за своей новой госпожой в горы. По Страбону, оставившему ценные свидетельства относительно брачно-семейных обычаев амазонок, в течение шести месяцев в году они трудились на полях и пастбищах, а весной отправлялись в горы, отделяющие их от гаргарейцев, где встречались с соседями и вместе приносили жертвы богам. Затем амазонки и гаргарейцы создавали временные, сроком на два месяца, семьи. Из детей, рожденных от этих браков, воительницы оставляли девочек, а мальчиков отсылали к их отцам. Сохранился рассказ об амазонке Фалестрис, которая посетила Александра Македонского, когда тот был на берегах Каспия. Она пробыла с ним две недели, в надежде иметь от воинственного героя дочь, которая унаследовала бы его необычайные доблести. В случае же, если родится сын, Фалестрис обещала отослать его к отцу. Существенно пополняет наши представления о воительницах уникальная находка 1982 г. близ Тамани. Это мраморная плита, изображающая сцену битвы и воспроизводящая ряд скифо-сарматских реалий, включая трофеи в виде отрубленных голов на сбруе коня. Эта сцена, вероятно, иллюстрирует местное боспорское предание о меот-ской царице Тиргатао, ставшей женой синдского царя Гекатея. Вместе с синдской знатью, недовольной утратой независимости страны и распространением греческих обычаев, она участвовала в заговоре против своего супруга Гекатея. Но его восстановил на престоле боспорский басилевс Сатир I и женил на своей дочери, а Тиргатао приказал убить. Гекатей же ограничился заточением своей бывшей жены в крепость, откуда она сумела бежать, обманув |