Техника - молодёжи 2006-03, страница 40

Техника - молодёжи 2006-03, страница 40

к 38 2006 №03 ТМ

ТЕХНИКА И СПОРТ

БИОМЕХАНИКА ЧЕТВЕРНОГО САЛЬХОВА

История коньков в России началась с Петра I, который привез «голландскую потеху» и распространил среди своих царедворцев. Кем он был больше в современном понимании — фигуристом или конькобежцем — сказать трудно, но, как гласит легенда, именно ему первому пришла в голову мысль жестко прикрепить коньки к обуви. «Лучший конькобежец по искусству» — так звучал титул победителя первых соревнований по фигурному катанию, проводившихся в Голландии полтора столетия назад. Сейчас многие готовы спорить, спорт это или искусство. Наверное, и то, и другое одновременно, но, прежде всего — искусство управлять своим телом, подчиняясь физическим законам и используя эти законы самым наилучшим образом. Что может дать фигуристам знание биомеханики в будущем? На этот и другие вопросы «ТМ» отвечает доктор педагогических наук, профессор Московского государственного технического университета «МАМИ» Валентина ВИНОГРАДОВА

БИОМЕХАНИКА-НАУКА СЛОЖНАЯ

Конечно, учесть все параметры, которые влияют на строение, развитие и деятельность двигательного аппарата человека и его индивидуальные способности, невозможно из-за их бесконечно большого множества. Но попытаться это сделать в рамках спортивной биомеханики — необходимо для совершенствования технического мастерства исполнения спортивных упражнений.

Однако приходится признать, что как наука она находится на начальной эмпирической стадии своего развития. Это, в основном, наблюдения определенного числа экспериментов, обработка опытных данных и попытка все это обобщить и систематизировать. Такие качественные представления не позволяют, например, проникнуть в сущность быстро происходящих двигательных действий спортсмена, тем более в таком сложном виде спорта, как фигурное катание, где большинство

элементов выполняются на очень высокой скорости. Количественно не обоснованные законами механики результаты не дают полного представления о том, как все-таки эффективнее совершенствовать технику исполнения двигательных действий. Не хватает строгих математических обобщений. А как раз теория и могла бы стать средством вскрытия резервов и предсказания путей развития различных видов спорта. На чем основывается теоретическая (количественная) спортивная

СПОРТ ИЛИ ИСКУССТВО? НАУКА!

Татьяна Н0ВГ0Р0ДСК. фото с Чемпионата мира 2005 г. в Москве Виталия БЕЛ0УС0ВА

Многочисленные ускорения и замедления, наклоны и вращения, сложность сохранения равновесия на малой площади опоры — все это можно найти в фигурном катании. Многообразие форм движений на льду развивает вестибулярный аппарат, координацию движений, гибкость и ловкость, статическую и динамическую силы, а также точность глазомера и слух — то, что, собственно, и называют «чувством льда». Спортсмены высокого уровня начинают выполнять многие движения автоматически — они способны почти мгновенно реагировать на ледовые ситуации, не думая о трудностях, благодаря чему им удается сделать свои выступления более эмоциональными. У фигуристов хорошие возможности выступать и в других видах спорта. Известно, например, что первый русский олимпийский чемпион по фигурному катанию Николай Панин-Ко-ломенкин был блестящим стрелком и успешно выступал в этом виде спорта.

После отмены «школы» (исполнение обязательных фигур, требующее особой пунктуальности) в фигурном катании остались люди более артистичные, смелые и готовые к риску, которым удается овладеть искусством управления движениями в процессе скольжения, а в этом основная трудность современного фигурного катания. Более тридцати лет назад стал всерьез заниматься биомеханикой фигурного катания ныне известный тренер А.Н. Мишин. Он —

автор учебников, а также изобретатель механизмов, помогающих освоить сложнейшие элементы фигурного катания на коньках.

При скольжении на плоскости конька увеличивается площадь опоры, уменьшается удельное давление, что приводит к ухудшению скольжения по льду, т.к. увеличивается сила трения. Поэтому качество скольжения определяется тем, как скользит спортсмен на внешнем и внутреннем ребре конька. Естественно, такое скольжение выполняется только при движении по кривой, поэтому показателем мастерства катания считается крутизна дуг. Она создает дополнительную возможность для увеличения скорости движения.

Скольжение по дуге определяется скоростью, ускорением, радиусом дуги скольжения, силами инерции, трения, давлением конька на лед и т.п. Рассматривая тело фигуриста как физический объект и анализируя равновесие сил и моментов, можно определить зависимость величины давления конька на лед от массы тела фигуриста, скорости, радиуса дуги скольжения и угла наклона продольной оси тела фигуриста.

Чтобы твердо стоять, в том числе и на льду, нужно соблюдать закон равновесия: вертикальная проекция центра тяжести должна находиться внутри площади опоры. При скольжении центр тяжести фигуриста перемещается и выходит за пределы площади опоры. Чтобы не упасть, ему приходится переступать и балансировать на ребрах конька. Чем выше центр тяжести, тем труднее сохранять равновесие. Вот почему многие фигуристы, добившиеся больших успехов, невысокого роста.

В фигурном катании наиболее характерны движения, связанные с вращением всего тела вокруг продольной оси. Во вращениях и комбинациях вращений число оборотов достигает нескольких десятков, а скорость — около 2 об/с. В прыжках скорость безопорного вращения достигает