Техника - молодёжи 2006-03, страница 42к 40 2006 №03 ТМ ТЕХНИКА И СПОРТ БУДЕМ ПРОЩЕ Однако возможно построение и приближенной теории спортивной биомеханики. Каким образом? 1. Будем рассматривать и моделировать только те физические упражнения, по которым главным образом судят о техническом мастерстве спортсмена. В одиночном фигурном катании — это многооборотные прыжки. 2. Использовать по возможности простые AM. Например, для моделирования прыжков в одиночном фигурном катании на коньках оказалось достаточно построение пятизвенных AM: туловище, жестко связанное с головой, две руки и две ноги, шарнирно связанные с туловищем. 3. Математические модели двигательных действий с использованием AM будем строить на основе теорем и законов теоретической механики. 4. Моделирование механики движений исключим, а рассмотрим характерные положения спортсмена. Это позволит избежать дифференциальной формы математических моделей и построить их в виде многопараметрических формул. Используя эти положения, уже удалось получить зависимости скоростей вращения фигуриста в полете при исполнении всех известных прыжков от антропометрических параметров спортсмена и динамических параметров его двигательных действий при создании начального вращения до отрыва ото льда и в начальный момент сво бодного полета. Проще говоря, чтобы добиться успеха, спортсмен (и его тренер, конечно) должен обратить внимание на... геометрию собственного тела. Ведь фигуристы обычно встают на лед в 4 — 5 лет, и ко времени спортивного расцвета (18 — 20 лет) их тело успевает измениться, и даже не один раз, особенно у женщин. Спортсмены, используя полученные формулы, могут самостоятельно по своим антропометрическим параметрам определить для себя приоритетность исполнения известных прыжков, чтобы достичь наибольшей скорости вращения в полете и, следовательно, увеличить число оборотов в прыжках. Формулы вскрывают резервы увеличения многооборотности прыжков и объясняют скрытые от наблюдений причины их срыва и падений фигуристов. КАК НЕ СОРВАТЬ САЛЬХОВ Все прыжки в фигурном катании отличаются один от другого в основном способами отталкивания. Прыжки бывают реберные и носковые. В первом случае толчковую ногу фигурист ставит на лед ребром конька, а во втором — на зубцы. Толчок в реберных прыжках совершается одной ногой, в носковых — двумя. Аксель, сальхов, риттбергер (или петля) относятся к реберным прыжкам, а флип, лутц, тулуп — к носковым. Например, при исполнении прыжка сальхов (рис. 1) начальное вращение создается Вращение в волчке американца Дж. Вейра - испытание угловой скоростью энергию вращательного движения вокруг продольной оси, сообщая телу движение вперед и вверх. Фигуристы сначала отрабатывают исполнение прыжков вне льда, но на льду, порой, все происходит иначе. Тело фигуриста разгоняется до высокой скорости за доли секунды, даже по самым грубым оценкам с ускорением, большим того, что получают лучшие прыгуны в высоту, большим, чем при разбеге самолета. Перегрузки, которые испытывают фигуристы, можно ощутить, просматривая замедленную съемку. Они отражаются в буквальном смысле на лицах спортсменов. Мощность же прыжка при длительности толчка примерно 0,2 с и массе фигуриста около 60 кг составляет не менее четырех лошадиных сил (3 кВт). Чтобы взмыть вверх, фигуристу нужно хорошо разбежаться и перевести горизонтальную составляющую набранной при разбеге скорости (она перед прыжком может достигать более 7 м/с) в вертикальную — около 5 м/с. В прыжках движение тела можно Прыжок во вращение и свои знаменитые пируэты чемпион мира 2005 г. швейцарский фигурист |