Техника - молодёжи 2006-04, страница 3028 2006 №04 ТМ ИЗ ИСТОРИИ ВЕЩЕЙ ЗОНТИЧНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ Ирина ВИНОКУРОВА Ван Дейк. Маркиза Елена Гримальди с зонтом. 1622 г. заменял солнечную шляпу Изображение зонта на греческой вазе 340 г. до н. э. - довольно редкое Привычная вещица — зонтик — пришел к нам из далекого прошлого. Как свидетельствуют археологические находки, первым изображениям зонта более 3500 лет. В древности зонты ценились как величайшие сокровища и передавались по наследству. Считалось, что они аккумулируют положительный потенциал человека, защищают от злых мыслей и наделяют могуществом. В Древнем Египте пользоваться зонтом мог только фараон и члены его семьи, простые смертные не имели права даже прикасаться к столь высокой вещи. Египтяне считали, что солнечный зонт мешает проникновению лучей незнания истины. Египетские зонты состояли из нескольких ярусов и изготавливались из пальмовых листьев и птичьих перьев. Олицетворением верховной власти был зонт в Древнем Вавилоне, в Ассирии Финикии. Золотые зонты дарили древние правители храмам. В Индии он считался символом могущества и защиты и был непременным атрибутом торжественных церемоний. Земные владыки украшали золотыми зонтами свои роскошные дворцы. А на крышах небесной обители богов индийцы представляли мудрых обезьян, гордо восседающих под сенью огромных зонтов. В Индии считалось, что зонт дает не только богатство и влияние, но и оберегает хозяина от болезней и страданий. Центральное место зонт занимал в символике буддизма, символизируя один из восьми знаков счастья. Он изображался над головой Будды, на тронах правителей и даже на сбруе боевых слонов. При этом в разном положении зонт изменяет свое символическое значение, например, вознесенный над головой, выражает почитание и преклонение. Зонт украшал гордый титул правителя Бирмы, звучавший как «Король белых слонов и лорд двадцати четырех зонтов». Существует легенда о том, что Будду как-то спросили, каким должно быть его погребальное сооружение? Учитель постелил на землю свой плащ и перевернул на него круглую чашу для сбора подаяния. Полусфера, символ неба и бесконечности, в буддизме означает нирвану Будды и самого Будду. Центральный шест ступы — это ось Вселенной, соединяющая небо и землю, символ Мирового Древа Жизни. «Зонты» на конце шеста означают ступени восхождения к нирване и одновременно являются символом власти. Юноши, прошедшие обучение в буддистских монастырях и назначавшиеся на должности, в качестве символов принадлежности к писцам получали зонт и серебряный ящичек для бетеля. А ранг чиновников-пис-цов определялся по отделке и числу ярусов у зонтов, которые постоянно напоминали о куполе неба и святости царской власти. Высшие сановники имели многоярусные, отделанные золотом зонты, а зонт «великого царя царей» имел семь ярусов. В Китае один из четырех небесных императоров изображался непременно с зонтом. В Древнем Китае солнечный зонт был длиной полтора метра и весил около двух килограммов. Китайские мандарины расхаживали по улицам под зонтами-не-боскребами, украшенными затейливыми рисунками. В Поднебесной зонты были доступны не только императорам, но и простым смертным, только им полагались зонтики из холста или бумаги. Шелковый или бумажный, искусно разрисованный зонт с бамбуковым каркасом и ручкой — традиционный предмет китайской культуры. Изображение китайской, а затем японской женщины с зонтом повторялось в живописи и графике так часто, что в сознании европейца образ восточной хрупкой женщины стал неотделим от зонта в ее руке. В Японию зонты, как и многие другие вещи, попали из Китая примерно полторы тысячи лет назад. Вначале право на них имели только представители светской и религиозной власти, они изготовлялись из красного шелка и украшались фамильными гербами. Именно такой красный зонт был символом власти императора. Тот или иной цвет зонта вовсе не случайность. Если в Японии он был красным, то в Тибете предпочитали белые и желтые зонты — эти цвета считались знаком духовного величия. Кроме того, тибетцы верили, что зонт способен защитить от злых помыслов и придавать величие духу хозяина. В Европу первые зонты были завезены древними греками. Но в Греции, а позже в Риме, зонт поначалу не столько защищал от палящего солнца или дождя, сколько демонстрировал статус владельца. Только со временем он стал предметом практического назначения. Но и в практичной Европе столь нужная вещь прижилась не сразу. Поначалу здесь увлеклись, было, восточной диковинкой, потом на долгие столетия о ней позабыли. В средние века, когда многие вещи попали под запрет, не стал исключением и зонт. Правда, с XII в. он настолько полюбился епископам, Огюст Ренуар. «Зонтики». 1885 г. |