Техника - молодёжи 2006-04, страница 48

Техника - молодёжи 2006-04, страница 48

46 2006 №04 ТМ

ИНЖЕНЕРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ

туры нефтеносного пласта. На севере она составляла 6° тепла, тогда как в Пешельброне — 17°. Правда, ученый допускал, что определенной эффективности нефтешахтной добычи все же можно добиться, если применить подогрев пласта. И хотя с позиций сегодняшнего дня видно, что ученый во многом был прав, тепловые методы воздействия на пласт, предположенные Стрижовым, в те годы приняты не были по хорошо знакомой всем талантливым ученым причине — они опережали свое время.

Поскольку позиции как сторонников шахтного способа, так и его противников, поддерживались крупнейшими научными авторитетами, то споры затянулись на несколько лет и неизвестно, чем закончились бы, если бы не были прекращены Постановлением СНК СССР от 8 августа 1936 г. предписывающим приступить к закладке на Яреге шахты.

В тот же год на строительство необычного нефтепромысла были этапированы тысячи заключенных сталинских лагерей. Работать людям приходилось в невыносимо тяжелых условиях — болотистая тайга, гнус, пронизывающий северный ветер, холодные дожди, отсутствие строительных машин, вся техника состояла из тачки, лома, лопаты, кирки и клина. От недоедания, холода, болезней, непосильной работы шахтостроители умирали целыми партиями. Но уже в октябре 1937 г. началась проходка

Первый нефтяной станок-качалка. Такие использовались в 30-е гг. прошлого века на северных нефтепромыслах. Надпись на чугунной плите: «Скважина № 62 — первооткрывательница Ярегского нефтяного месторождения». Памятный знак установлен вблизи автодороги, соединяющей первую и вторую нефтешахты

первого вентиляционного ствола, затем рудничных дворов, околоствольных выработок, подземной конюшни, приступили к строительству надшахтных сооружений.

Это кажется теперь невероятным, но уже через два года, в сентябре 1939 г. пошла первая «тяжелая» нефть. Натекало ее меньше 2 т в сутки.

Опыт Пешельброна для Яреги, как и предсказывал И.Н. Стрижов, действительно не годился. Высокая вязкость и большое количество смол, твердеющих на воздухе, препятствовали свободному вытеканию нефти. Поэтому при проектировании и строительстве первой в стране нефтяной шахты была создана и первая оригинальная система разработки нефтяного пласта дре-нажно-скважинным способом, получившая название «ухтинской» (по имени г Ухта, в 18 км от которого находится пос. Ярега). Она заключалась втом, что из горных выработок, расположенных под пластом, бурили «кусты» скважин в пласт, что позволяло часть нефти отбирать в естественном режиме. Когда же пластовая энергия истощалась, в скважины нагнетали сжатый воздух и вытесняли скопившуюся нефть в горные выработки. Проходка их также велась не по пласту, а на несколько метров выше, для чего из штреков, расположенных в 20 — 25 м над нефтяным пластом, бурились эксплуатационные скважины.

Вроде бы способ укротить «тяжелую» ярегскую нефть был найден. Но

1 att?-

-"ЖВД СССР viMkiuaa лстнжгшш

Пниалый «1д1л

Иван Николаевич Стрижов, первооткрыватель Ярегского месторождения. Николай Николаевич Тихонович, главный геолог Ухтижемлага, предложивший разрабатывать нефтяную залежь на Яреге шахтным методом

тут возникли новые «болезни», каждая из которых уже сама по себе могла оказаться смертельной. Первая из них — транспорт нефти. Вязкая смолистая масса по трубам двигаться не захотела, пришлось поднимать ее на гора в бадьях и потом сливать в цистерны. Эффективность такого дедовского способа понятна без коммента-

Подземный буровой станок

риев. А тут начались выбросы нефти, воды и газа, которые даже в условиях поверхности представляют грозную стихию. Об отсутствии необходимой бурильной техники и вовсе говорить не приходится. Учитывая специфику промысла, и бурильные станки нужны были специальные. Таких же не то, что катастрофически не хватало, — просто не было. Конструировали нужные в мастерских при шахте. Но облегчение наступило лишь когда за производство бурильной техники для нефтешахт взялся Ухтинский механический завод.

И все же к началу 50-х гг. «ухтинская система» отбора нефти из пласта изжила себя полностью, уступив место принципиально иной — уклонно-сква-жинной, внедрение которой означало коренную ломку всей технологии добычи нефти шахтным способом. На новом этапе выработки стали вестись непосредственно в нефтенасыщен-ном пласте, а нефтяные скважины бурились из галерей — уклонов.

Уклонно-скважинная система разработки нефтяного пласта получила полное организационное и техническое завершение в середине 50-х, когда специально для бурения добывающих скважин на Ухтинском механическом заводе был сконструирован подземный турбинный буровой станок ПБС-2Т оснащенный гидротурбинным двигателем, безопасным для условий сложного газового режима нефтешахт. Это был настоящий прорыв! ПБС-2Т был удостоен золотой медали на Всемирной выставке в Брюсселе, он верой и правдой служил нефтяникам несколько десятилетий и лишь в 1994 г. был заменен новыми подземными буровыми станками ПБС- А300.

ВТОРАЯ ЖИЗНЬ

К концу 60-х большая часть месторождения была отработана, и встал вопрос о закрытии нефтешахт. Вероятно, так и случилось бы. Если бы не было