Техника - молодёжи 2006-05, страница 32

Техника - молодёжи 2006-05, страница 32

30 2006 №05 ТМ

ПАМЯТНИКИ НАУКИ И ТЕХНИКИ

ДОРОГА У СЛАВНОГО МОРЯ

Чуть больше века тому назад, в октябре 1905 г., вступила в строй Кругобайкальская железная дорога. Эту часть великой Транссибирской магистрали называли «Золотой пряжкой на стальном поясе России».

Николай СЕМЕНОВ, кандидат исторических наук, фото Виктора ХАРЬКОВА

Пристань парохода-ледокола на Байкале Забайкальская железная дорога. Открытка начала XX в.

Уже к 1898 г. рельсы грандиозной Транссибирской магистрали, которую прокладывали с 1891 г., вышли к западному и восточному байкальским берегам. Однако дальнейшее встречное движение строителей было заметно приостановлено крутыми скалистыми байкальскими откосами. Окружавшая местность представляла собой, по воспоминаниям современников, «дикую пустыню, лишенную населения и какой бы то ни было культуры, всякого сообщения». Составы через озеро пришлось перевозить специально заказанными за границей новейшими для своего времени паромами-ледоко-лами «Байкал» и «Ангара», а на 84-километровой береговой полосе развернулось возведение множества больших и малых тоннелей, противообвальных галерей, подпорных стенок и иных, ничуть не менее уникальных искусственных сооружений.

СУДЬБА КРУГОБАЙКАЛКИ

Если Транссиб в целом строился «казной», т.е. силами и средствами российского правительства, то рельсовый обход Байкала не обошелся без инициативы и энергии частных предпринимателей. Именно они выполнили работы на 52 млн тогдашних полновесных российских рублей из общего для данного участка объема в 58 млн руб. (не считая затраты на «рельсы, скрепления и подвижной состав»). Столь масштабные задачи, разумеется, привлекли внимание как ведущих компаний США, Италии, Пруссии, так и очевидных аферистов всех мастей. К чести начальника строительства Б.У. Савримовича и его заместителя К.Н. Симберга, предпочтение неизменно отдавалось многоопытным инженерам российских путей сообщения, ибо, как свидетельствовала пресса, «с таким предпринимателем рабочий долго не спорил, потому, что опасался, как бы еще больше неприятностей не нажить. Ведь... совершенно неизвестно было, где кончался подрядчик, и где начиналось начальство». Из всего же множества зарубежных соискателей к работам милостиво допустили лишь признанных знатоков мало еще знакомого тогда россиянам тоннельно-мостового дела: итальянцев Д.К. Андреолетти, Л .И. Феррари и П.И. Джибелло.

На пути к Байкалу