Техника - молодёжи 2006-06, страница 17

Техника - молодёжи 2006-06, страница 17

www.tm-magazin ,ru 15

тежных врагов. Колесничие распрягли свои упряжки, острые пики и копья их лежали без дела. И отпустили тетиву у луков. И тем, кто с помощью силы пыталсярешить спор или вести борьбу с противником., не давали бесчинствовать. Ни в городе, ни в доме — никто не пускал в ход силу, никто никому не причинял ущерба. Одинокий путник м.ог спокойно совершать свой путь на самых дальних дорогах. Не было разбойников с их кровавыми деяниями. И никто не совершал никаких насилий. Вся земля была мирным, домом.. И чисты, как масло, были все че тыре страны света».

Судя по всему, Ашшурбанипал был благородным и достаточно мягким человеком. Брату своему, Шамашшу-мукину, получившему в правление Вавилон, он не поскупился выделить гораздо больше имущества в наследство, чем распорядился их покойный отец. Известен случай, когда, восхищенный мужеством арабского шейха Абиятэ, он помиловал его и назначил царем арабов. Правда, последний оказался человеком подловатым и с легкостью предал ассирийца. Вернувшись домой, Абиятэ собрал силы и начал новую войну против Ассирии. Но эта ошибка отнюдь не характеризует Ашшурбанипала как человека неумного, напротив, такая человеческая доверчивость вызывает приязнь.

Ктомуже, несмотря на вечно живой миф о кровожадности одного из самых знаменитых ассирийских царей, он стремился к миру. Весьма показательна описанная им история помилования эламского царя Таммариту, вторгшегося на территорию, принадлежащую тогда ассирийской державе: «Я, Ашшурбанипал, широкое сердце, не помнящий зла, прощающий грехи, оказал милость Таммариту и поместил его самого вместе с семенем, дома его отца в моем, двор це». А узнав, что его брат Шамашшу-мукин готовит в Вавилоне антиассирийское восстание, Ашшурбанипал, не в пример своим предшественникам, которые, не разбираясь что там и к чему, не оставили бы от мятежного города камня на камне, обращается к вавилонянам с призывом вспомнить о братстве с народом Ассирии, не нарушать присяги и не позорить себя мятежом. И хотя вавилонские революционеры призывам не вняли, крайних мер Ашшурбанипал применять не стал — город не разрушил, грабить храмы своим солдатам запретил и даже не карал поголовно непокорных жителей. Казнены были лишь зачинщики бунта. Брата и его жену, покончивших с собой незадолго до подавления восстания, приказал похоронить по-царски в специально подготовленном склепе.

По свидетельству древних письменных памятников, Ашшурбанипал в Вавилоне пользовался огромным уважением, и это притом, что в официальной истории вавилоняне считаются жертвами его свирепости. Ва-

вилонофильство, свойственное ему наперекор враждебно настроенной ассирийской военщине, было связано и с научными увлечениями царя — как прирожденный ученый он не мог не оценить достижений вавилонской науки.

Как можно заключить из сохранившейся в царской библиотеке переписки Ашшурбанипала, в числе его корреспондентов были вавилонские врачи, астрологи, жрецы, астрономы. Известно, что вавилонский ученый Ашариду скопировал по просьбе Ашшурбанипала таблички с законами древнего вавилонского царя Хамму-рапи. Ашшурбанипал собрал из вавилонских храмовых архивов старинные письменные памятники незадолго до их окончательного уничтожения, приказал переписать и перевести, чтобы присоединить к своей большой библиотеке, тем самым сохранив их для будущего.

Клинописные таблички с текстами песен, гимнов, магическими заговорами и эпическими повествованиями Ашшурбанипал стал собирать еще в юности. Не оставил он любимого дела и став правителем ассирийской державы. Известны его послания жрецам и губернаторам с указаниями как собирать и хранить бесценные таблички, организуемые им специальные экспедиции писцов на поиски текстов в разные города, за ходом работы которых ассирийский правитель следил самолично. Как сказано в одном из писем Ашшурбанипала чиновнику в Вавилон: «Драгоценные таблички, копий которых нет в Ассирии, найдите и доставьте мне».

Создание библиотеки он считал настолько важным делом, что отбором текстов для нее часто занимался и сам, вместе с писцами составляя каталоги и тщательно копируя древние тексты даже тогда, когда не совсем понимал их смысл. При этом Ашшурбанипал писал о том, сколько радости доставляет ему заниматься с неразборчивыми древними текстами.

В результате вся наука, все знания того времени оказались собраны в самой большой и первой систематизированной библиотеке во всем тогдашнем мире. (Почти все таблички, составлявшие коллекцию, находятся сейчас в Британском музее. Многие из них расшифрованы, и тексты их изданы.)

В библиотеке Ашшурбанипала имелось довольно много медицинских текстов, таблички, содержащие све-

На барельефе из Ниневии Ашшурбанипал отдыхает в саду.

600-е гг. до н.э. Британский музей. Лондон

В парке дворца в Ниневии

слуги Ашшурбанипала удерживают собак,

готовых броситься на львов.

Ок. 650 г. до н.э. Британский музей.

Лондон

дения из области философии, астрономии, математики, филологии. Специалисты, изучавшие состав библиотеки, утверждают, что она охватывала всю совокупность бесценных литературных памятников и научной информации той поры и с полным правом может считаться ключом ко всей ас-сиро-вавилонской культуре.

Помимо всего прочего, ассирийский царь проявил себя и талантливым литератором, и тонким, рефлектирующим человеком, как все творческие личности склонным к депрессиям. В «Летописях» Ашшурбанипала есть такие пронзительные строки: «Богу и людям., живым, и мертвым. я сделал добро. Почему же болезнь, сердечная скорбь, бедствие, погибель привязались ко мне? Не прекращается в стране война, в моем, доме раздор. Смута, злословие постоянно ополчаются против меня. Дурное настроение, болезнь тела сгибают мой стан. Среди охов и ахов я провожу дни. В день бога города, в день праздника я расстроен. Должна прикончить меня смерть. Я подавлен. В горе и воплях я плачу день и ночь». Написано это в последний год жизни — в мае 627 г. до н.э. Ашшурбанипал, царствовавший 30 лет, скончался.

Но еще во время его правления ассирийские полководцы организовали путч, достаточно скоро приведший к краху, — великая держава пала, исчезнув со страниц истории навсегда.