Техника - молодёжи 2006-06, страница 42

Техника - молодёжи 2006-06, страница 42

40 2ооб№06тм АНТОЛОГИЯ ТАИНСТВЕННЫХ СЛУЧАЕВ

БЫЛИ ЛИ ДЕВКАМИ

Владимир СУПРУНЕНКО. Фото автора

Каменные изваяния на возвышенностях издавна были характерной приметой южной степи. Называли этих молчаливых идолов «болванами», «балбалами», «мамаями», «маяками», однако чаще всего — «каменными бабами». Откуда и как они появились? Какому народу принадлежат? В честь кого установлены и что символизируют?

Согласно легендам, некогда в степях за днепровскими порогами жили ве-ликдоны — исполинские существа, под тяжелыми шагами которых даже каменистые склоны гор стонали. Жизнь их проходила в густой, как деготь, темноте, потому что светило в небе еще не сияло. Когда же вдруг появилось солнце, великдоны переполошились и, поднявшись на вершины степных курганов, принялись плевать на огненный шар над головами. Но боги прокляли за это великдо-нов и превратили в каменных идолов, так и оставшихся стоять на курганах.

Существуют и другие легенды, объясняющие появление каменных истуканов в южных степях. Наиболее распространенная из версий — о том, что они являются своеобразными степными маяками.

«Миновали мы семь маяков — высеченных из камня изображений числом больше двадцати, что стояли на курганах или могилах...» — это строки из путевого дневника посла австрийского императора Эриха Лясоты, который в 1594 г. проезжал по Днепру.

О каменных скульптурах на степных курганах как своеобразных дорожных указателях, вехах упоминали и другие путешественники прошлого. Может быть, действительно в древности люди специально устанавливали каменные скульптуры в наиболее приметных и примечательных степных местах, чтобы было легче ориентироваться в пустынном безграничном пространстве? Статуи как бы картографировали однообразие степной плоскости и отмечали места стоянок и поселений...

Не исключено, что гигантские каменные статуи были своеобразными степными маяками, мимо которых позже пролегли дороги. В связи с этим примечательны стелы-обели-ски киммерийцев. В них почти отсутствуют скульптурно-орнаментные детали. Собственно, это просто столбы, которые можно назвать памятными, верстовыми. Один из таких киммерийских обелисков (в Украине их обнаружено всего лишь около десятка) найден около селения Верхняя Хор-тица (город Запорожье). Вверху стелы изображены бусы с большими ромбовидными и овальными бусинами. Возможно, бусы символизируют степные протяжения, а бусины обозначают приметные и памятные урочища или, скажем, количество дней, необходимых для перехода из одной местности в другую...

Это, так сказать, «земные» версии происхождения каменных баб. Но, наряду с ними существуют также легенды, что гигантские каменные идолы, которым поклонялись степные народы, перед которыми трепетали даже могущественные вожди и шаманы, являются обожествленными изваяниями космических пришельцев.

Из поколения в поколение среди степняков передавались предания о странных существах, опустившихся с неба в большой закрытой лодке. И якобы древние скульпторы оставили нам изображения

космических пришельцев в камне. Действительно, некоторые изваяния удивительным образом напоминают космонавта, упакованного в скафандр, — массивное прямое туловище, большая голова-шлем без шеи.

Археологи выделяют целую группу таких специфических большеголовых бесшеих скульптур. Одна из них (возможно, наиболее характерная) была найдена на небольшом курганчике в Приднепровье, неподалеку от села Георгиевки Запорожского района Запорожской области.

Любопытно, что на плоской лицевой части головы никак не обозначены уши, нос, рот, глаза — черты лица, которые обычно трудно разглядеть за стеклом шлема. Опущенные вниз и слитые с туловищем руки выделены