Техника - молодёжи 2006-10, страница 27

Техника - молодёжи 2006-10, страница 27

www.tm-magazin ,ru 25

Проект «храма здоровья>> принадлежит Вильгельму Крайсу, в здании сочетается холодная деловитость с монументальностью.

Абсолютным достижением в искусстве изготовления учебных пособий является стеклянная корова (1959). В мастерских музея до начала 80-х гг. сделали девять таких экземпляров

Директор музея Клаус Фогель, «состарившийся» на 30 лет. Аксессуары на голове и на ногах реалистически изображают убывающую с годами подвижность и способность к восприятию. Симуляция старости предоставляет возможность заглянуть в будущее. Какое оно будет, если движения затруднены, а слух и зрение — снижены?

Селон, проволока, алюминий и бесчисленные лампочки. Стеклянный человек привлекает внимание и в мультимедийный век. Уже 75 лет он является символом музея

Образцами пропорций и поз для мускулистых дрезденских мужчин послужили античные скульптуры, также как и для стеклянной женщины в первом зале

препараты, начиная с раннего просвещения в области здоровья и рядом «расовые» гипсовые фигуры из отдела «Наследственность и евгеника» образца 1930 г. Странные экспонаты встречаются там: в середине зала стоит с поднятыми руками, стеклянная фигура — некий квазирелигиозный символ здорового человека.

Нажатием кнопки посетитель может высветить кости, кровеносные сосуды и внутренности. В своё время сенсация, а затем символ Немецкого музея гигиены, а также предмет успешной продажи себе подобных: только в послевоенное время были изготовлены около 90 стеклянных женщин и свыше 80 мужчин (а также девять коров и пять лошадей). Товарный знак, сохраняющий своё значение уже три четверти века как стеклянный гражданин, потребитель и пациент.

Рядом со стеклянной женщиной музейщики выставили в качестве современного символа самый красивый объект музея — компьютерную анимацию, созданную для «Экспо-2000» в Ганновере. Это обнажённая

до мускулатуры виртуальная скрипачка, играющая Баха. Посетитель слушает и видит одновременно, что происходит в голове артистки. Моделью для этого произведения искусства была концертмейстер Дрезденской филармонии Хайке Яникес. С помощью магнитно-резонансной томографии были сделаны видимыми активные зоны мозга. Но некоторые посетители верят, что видят душу.Кишечные ворсинки, опоясывающий лишай, печень алкоголика — большая часть этой выставки состоит из собственных экспонатов музея. Десятилетиями (до 1990 г.) местные мастерские изготавливали не только такие эксклюзивные учебные пособия, как стеклянная корова, но и серийные муляжи, удивительно похожие на настоящие восковые отливки здоровых и больных органов и других частей тела. Их дополняли объекты из гипса, дерева, пластмассы, причём некоторые обладали даже эстетической привлекательностью, однако большинство из них — нет. Но теперь музей поставил своей целью отражать культуру, социальную и современную историю XX в. и

наглядно показать естественно-на-учные представления XXI в.

Иногда музейщики создают сюжеты, демонстрирующие явное тяготение к экстремальному, находящемуся за гранью. Например, им удалось изобразить такой по своей природе медленный процесс, как пищеварение, причём столь же захватывающе, как и всесторонне интересную тему — секс с его разновидностями.

Музей гигиены активно использует мультимедийный опыт. Плоские экраны объясняют, где доступная всем и где более углублённая информация, которая может быть предоставлена по требованию. Предложение не ограничивается виртуальными картинами, имеются также и модули запахов, распространяющие запахи зверей, звуковые пробы, озвучивающие перистальтику человека и животного, или загадки, например, кто что ест, и многие другие вещи, а также пункты прослушивания, доступно разъясняющие сложности всем желающим.

При таком свободном отноше-