Техника - молодёжи 2006-10, страница 2826 2006 №10 ТМ ЗАГАДКИ ЗАБЫТЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ ПОКЛОННИК ГИГИЕНЫ Карл Август Лингнер (1861 —1916) — духовный отец Музея гигиены Он был тем, кого сегодня назвали бы выдающимся предпринимателем. Карл Август Л ингер имел особое чутьё на нужды своего времени и рынка и понимал, что новые средства коммуникации могут виртуозно рекламировать свои продукты, он умел мастерски подать себя. Происходивший из небогатой семьи, будущий фабрикант Лингнер начал свою деятельность на дрезденских задворках с изготовления чесалок для спины. Удача пришла к нему с изобретением воды для полоскания рта«Одол». Продвигая её на рынок, предприниматель участвовал в научно-популярных выставках, наиболее известной из которых была Гигиеническая выставка 1911 г., собравшая 5,5 млн посетителей. С точки зрения коммерции в недалёком прошлом было выгодно основание мастерских по изготовлению медицинских наглядных пособий. Там было налажено серийное производство муляжей, восковых моделей изменённых болезнью частей тела и органов (их формы были заимствованы у пациентов), а также других учебных пособий — плакатов, учебных фильмов или брошюр. Все это успешно продавалось учебным заведениям. Однажды Лингнеру пришла в голову мысль создать из продукции, выпускаемой мастерскими, музейную экспозицию. Но ему не суждено было дождаться окончания строительства своего Музея национальной гигиены, он умер в 1916 г. Архитектор здания музея — Вильгельм Крайс (1873 — 1954) — создал его в стиле новой эпохи, но с отголосками классицизма. Открытие состоялось лишь в 1930 г. В последующие годы Крайс стал известным автором сооружений в духе национал-социализма. Нацистская диктатура поставила музей и его продукцию (наглядные пособия) на службу своей расовой идеологии, программы эвтаназии, а также «воспитания здоровой нации». В результате бомбардировки 1945 г. музей оказался разрушенным на 80%, но уже в 1946 г. его в основном восстановили. С 1948 по 1959 г. были изготовлены фигуры 21 стеклянной женщины, 12 мужчин, а также лошадей и коров. В 1990 г. производство наглядных пособий прекратилось. После объединения Германии музей получил новое руководство, новую концепцию, проявившуюся в многочисленных тематических выставках. В 2000 г. начался общий ремонт здания, который был закончен в 2005 г. Первая часть постоянной экспозиции была открыта в 2004 г., вторая — в 2005. нии к технике, которая предоставляется музеем в пользование, легко возникает феномен интерактивной толкучки: люди общаются, развлекаются, шутят там, где обычно экспонат одинок и терпеливо ожидает своего зрителя. Особенно это нравится молодым посетителям. Всегда есть опасность переборщить, но всё дело в дозировке. Здесь есть много чего послушать и посмотреть, понажимать, покрутить и подвигать. Самое маленькое — это крошечная камера инфракрасного излучения, регистрирующая изменение распределения тепла в различных частях головы при поцелуе. Результат можно передать заинтересованному адресату по Интернету. Но музей обращается не только к молодёжи, заинтересованной в интерактивных действиях, но и к взрослым, предпочитающим диалог посредством видения. Всё, что пригодно для интерактивности, имеет педагогический эффект. Чаще всего используется прибор, демонстрирующий правильное протекание оргазма, функционирующий и эксцентричный. Итак, среди 1400 выставочных объектов имеются 50 терминалов интерактивного оформления. Есть книги, которые можно прочитать с экрана. Многие экспонаты расставлены не только в витринах, их сначала нужно найти в ящиках. Музей пробуждает мысль, стремление исследовать и просто доставляет удовольствие. Здесь отсутствуют назойливые поучения в виде всяких предупреждений и запретов. Если посетитель хочет оценок, он должен выработать их сам, даже для таких горячо дискутируемых тем, как исследование стволовых клеток, репродукционная медицина или генетическая диагностика. Слава богу, здесь нет таких слов, как «чудо при- С течением времени эстетическое отходит на задний план, уступая место увеличенным в сотни раз клеточным ядрам и хромосомам или плодовой мушке гигантских размеров Отдохнуть посетители могут рядом, на специальной выставке «Игры» роды», «человек — это чудо», «чудо творения», которые охотно употребляют в таком случае. Но это ни в коем случае не должно означать, что музей редуцирует человека до его «естественно-научных» составных частей. В сентябре 2006 г. начнётся самый смелый проект — выставка мемориального музея Холокоста из США. Она продлится восемь месяцев и будет впервые показана в Европе. Её название: «Медицина смерти — создание расы господ». Демонстрируется прямо на месте преступления. В конце концов, это всё связано с темой «Человек». Другой немецкий медицинский музей размещен в старинной берлинской клинике Шарите. Здесь бог истории медицины Рудольф Вирхов открыл 27 июня 1899 г. Музей патологии. Отреставрированный в 1998 г. с точностью до оригинала первый этаж исторического здания теперь стал снова доступен для посещения. Около 900 препара- |