Техника - молодёжи 2006-10, страница 40

Техника - молодёжи 2006-10, страница 40

38 2006 №10 ТМ

ЗАГАДКИ ЗАБЫТЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ

НАЙДЕНА КОЛЫБЕЛЬ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА?

Владимир СУПРУНЕНКО

Каменная Могила под Мелитополем в Приазовье — памятник, не имеющий аналогов, исключительный как по форме, так и по смыслу, так как часть графических панно в его гротах является беспрецедентным каменным архивом

протошумерского и прошумерского письма. Московскому шумерологу Анатолию Кифишину удалось раскрыть тайну петроглифов Каменной Могилы, представляющих собою списки царей, астрономические наблюдения, данные жреческих ритуалов. Вопрос начинает исследоваться, но вполне допустимо, что памятник такого рода мог быть центром иррадиации различных этнокультурных ветвей, ушедших затем на территории будущего Шумера, Египта, Греции, Италии.

Километрах в двадцати к северу от Мелитополя в приазовской степи, на берегу реки Молочной, возвышается песчаный остров, на который нахлобучена серая «папаха», сложенная из каменных глыб. Подобного не встретишь больше нигде на планете.

Этот каменный курган является останцем Сарматского моря, которое 14 млн лет назад намыло здесь песчаную отмель. Со временем песок, благодаря оксидам железа, превратился в каменистую породу. На дне возникшего позднее Понтий-ского моря образовались известняковые наносы, которые закрыли сарматский песчаниковый монолит. Море вскоре ушло, и на его месте оказалась голая равнина. Во время таяния ледников по ней устремились к югу воды, которые снесли верхний, рыхлый, слой земли и обнажили холм. Так в степи образовалась уникальная Камень-гора (Юнь-Таш) с гротами и пещерами.

С древнейших времён священный бугор привлекал внимание людей. На его плитах они оставили тысячи наскальных рисунков, которые можно поставить в один ряд с выдающимися мировыми образцами первобытного искусства. Дикие племена палеолита, охотники эпохи бронзы и меди, степные кочевники, римские легионеры, воительницы-амазонки, религиозные фанатики раннего средневековья обожествляли каменный холм и совершали различные обряды и на его вершине, и в его гротах.

Древние люди приходили сюда накануне охоты. Посланец племени, вооружённый копьём, пробирался в грот «мамонта» и несколькими ударами поражал выцарапанное обломком кварца и покрытое красной охрой стилизованное изображение могучего животного. Учёные находят следы многочисленных ударов на рисунках, изображающих ритуальных животных.

Есть в подземной галерее и грот «быка», и грот «амазонок», и плита «следов» с рисунками человеческих стоп, и «конские» плиты, на которых изображены кони в самых необычных ракурсах. Всадник, оседлавший лошадь, олени, змеи, лодка под парусом, рыболовные сетки, гарпуны, дротики, стрелы, солярные знаки — чего только не найдёшь на страницах этой уникальной «каменной книги»! В своё время Александр Суворов назвал этот удивительный холм «чудом природы». Неподалёку от него полководец основал почтовую станцию, которую охранял отряд казаков. Они, кстати, и спасли памятник от разрушения, когда в конце XVIII в. началось строительство Мелитополя.

Расшифровать таинственные знаки святилища в приазовской степи пытались многие исследователи, но древние рисунки Каменной Могилы оставались немы. Несколько лет назад изучением памятника занялся известный московский шумеролог Анатолий Георгиевич Кифишин, создатель такой науки, как ритуалисти-ка. Учёный известен своими оригинальными статьями о шумеро-вави-лонской эстетике и первосимволе, сакральной топографии шумеро-ва-вилонского храма.

На одной из восточных плит Каменной Могилы Анатолий Кифишин увидел начерченную огромными, до одного метра, знаками шумерскую надпись «Шу-нун», что означает «Рука царицы». Так, кстати, назывался древний город Шумера. Шумеролог предположил, что это могло быть исконным названием памятника. На одной из плит с той стороны холма, что примыкала к реке Молочной, учёный прочитал ещё одну надпись — «Нун-бирду», что означало «Царица степи». Может быть, это было древним названием реки? В шумерских легендах тоже есть река с таким

названием. Близ неё некогда бог Эн-лиль соблазнил юную деву Ниньлиль, за что и вынужден был сойти в преисподнюю.

Так, знак за знаком, петроглиф за петроглифом, надпись за надписью Кифишин расшифровывал древние тексты. О чём они? На каком языке составлены? Какому времени и народу принадлежат? «Радостно плуг режет землю...», «Уту предков древних людей судил — это перволюди Севера», «Жребий колесниц первейших — согласно знанию Морской бездны — мёртвых перевозить...», — в этих поэтических строчках предстаёт перед нами во многом непонятный для нас, чрезвычайно метафоричный мир древнего человека. Он связан, как считает учёный, «с проблемами мира — космоса, с его рождением и смертью — возрождением, которые чередовались циклически в круге бытия, вовлекая в свой ритм и жизнь человека».

Многие учёные считают, что зачатки шумерской клинописи следует искать в другом месте. Где? Различные «протошумерские» надписи были обнаружены в Подунавье, на Балканах, в Чатал-Гюке (Турция), в Средней Азии. Сравнивая тексты Каменной Могилы, московский шумеролог столкнулся с целым рядом повторяющихся ритуальных формул, которые оказались связанными между собой. В настоящее время известно 130 надписей-панно, начертанных в основном на потолках и карнизах 62 гротов и пещер, и 160 каменных табличек с надписями. Древнейшие письмена относятся к XII —X тысячелетиям до н.э., а самые поздние к III тысячелетию до н.э., когда в Месопотамии процветала шумерская культура. Внимательно изучив каменномогильские надписи, Кифишин пришёл к выводу, что святилище в приазовской степи представляет собой грандиозный