Техника - молодёжи 2006-11, страница 27

Техника - молодёжи 2006-11, страница 27

Бог—«Владыка вселенной», окружённый свернувшимся кольцами Змеем, охраняющим Солнечную барку во время путешествия по иному миру Кольца Змея образуют тоннель, по которому усопший приходит к богу-творцу, дарующему ему возможность воскреснуть. Роспись торцевой стенки саркофага Сепи. 12 династия (ок. 1994-1781 гг. до н.э.). Каирский музей

terAt

шиш

'на

ТП1 * -L

i__

МУ

у; чиУ)

V \, ч!

Стела Немтиэмхета. В средней части композиции чётко видно, что покойный, сидящий за жертвенным столом, и прислужники, подающие ему яства, выполнены в технике выпуклого рельефа— они находятся в ином мире, только «проступая» в нашем пространстве на плоскости стены гробницы. А вот список жертвенных даров вместе с изображениями жертвующих и ложной дверью выполнены врезанным рельефом, так как жертвы «отправляются» в иной мир от нас, людей, оставшихся поэту сторону границы миров. Абидос. Среднее царство (ок. 1994—1650 гг. до н.э.)

Египтяне отождествляли путь покойного по этим дорогам с путешествием Солнца. Именно в Дуат каждую ночь уходит бог Ра, то есть Солнце, после того как светило скрывается за горизонтом в нашем мире. Ра в подземном мире путешествует на своей солнечной ладье и сражается с демонами загробного царства, а победив врагов, утром снова поднимается на востоке. От победы или поражения в этой ночной битве зависят земные судьбы, ведь Солнце должно успешно пройти по дорогам иного мира, чтобы утром вновь взойти на восточной стороне неба. Так и покойный, оправданный на суде, воскресает и выходит из гробницы в наш мир.

Дуат, судя по описаниям и изображениям «Книги Двух Путей», — некий мир, параллельный нашему и одновременно являющийся антитезой миру живых людей, поэтому на изображении с саркофага фараона Сети I (1290— 1279 гг. до н. э.) тело Осириса, свернутое в кольцо, образующее Дуат, перевернуто вверх ногами. На большой территории «царства мёртвых», как и в нашем мире, имеются каналы, пещеры и холмы, но они охраняются демонами и злыми богами. Весь загробный мир разделен на участки — иат, в каждый из которых можно попасть через особые ворота. Расстояние в Дуате измеряется не в километрах, а в часах. Каждая иат, например, имеет протяженность в 1 час. По площади пространство иного мира во много раз превосходит земной Египет, но миры пересекаются — ив Египте и в Дуате есть город Абидос, город Гели-ополь и другие священные города, где смыкаются эти зоны. Именно в точках их пересечения, где иной мир соприкасается с земным, египтяне и строили свои храмы. В ином мире действуют свои законы, меняются местами «правое» и «левое», поэтому и текст, написанный для умершего человека, создавался в согласии с законами мира мёртвых. Так «Книга Мёртвых», описывающая иной мир и предназначенная для усопшего, написана при помощи «обратного направления письма». Египтяне могли писать как справа налево, так и слева направо, выстраивая иероглифы либо в горизонтальные строки, либо в вертикальные столбцы. Понять, с какой стороны читается текст, можно, посмотрев на то, куда обращены значки иероглифов. «Книга Мёртвых» читалась справа налево, но современные исследования показывают, что каждый отдельный иероглиф выписан слева направо.

Важное значение имели и рельефы в гробницах. Согласно египетским представлениям, каждый из них служил дверью в иной мир. Сами египтя

www.tm-

не так и называли гробничные изображения — «сэба», то есть «дверь». Это вполне логично, ведь гробница — это место, принадлежащее нашему и иному миру одновременно. С одной стороны, это физически существующее сооружение, созданное людьми, с другой — здесь начинается путь в мир иной и обитает Каумершего, то есть двойник человека, живущий в его изображениях. Поэтому, гробничные изображения были также предназначены для того, чтобы Ка покойного мог питаться. Его природа — не плоть и кровь, как у живых, поэтому он не может питаться нашей пищей, зато для него вполне приемлемы изображения пищи. Это, кстати, объясняет загадку, долгое время непонятную учёным, — почему жертвенная пища, приносимая в гробницу, съедалась жрецами заупокойного культа сразу после того, как её торжественно возлагали поочередно на все алтари гробницы.

Саркофаг, куда мумифицированное тело покойного помещали после всех ритуалов, египтяне считали моделью потустороннего царства. Поэтому крышка саркофага изнутри расписывалась, как небо. На ней изображали богиню неба Нут, а на днище саркофага располагали карту иного мира, помогавшую покойному добраться до Зала Двух Истин, где происходил загробный суд над умершим. Изображения этого суда широко известны: Анубис взвешивает сердце покойного, а неподкупные судьи — 42 бога — в присутствии Осириса решают его судьбу. После суда праведный человек попадает на «поля Хотеп» — в египетский рай. Правда, сегодня мы бы не назвали загробную жизнь покойного райской — тот, кто был оправдан на суде Осириса, должен был сеять, выращивать и жать пшеницу в человеческий рост высотой, предназначенную на хлеб для богов. Ада, по древнеегипетским представлениям, не существовало: человека, чьё сердце отягощено грехами, просто пожирало чудовище, и он уже не мог воскреснуть.

«Книгу Мёртвых», точнее, папирусный свиток, клали в саркофаг под голову покойного с той же целью: чтобы покойный не заблудился в ином мире и успешно прошёл суд Осириса. Парадоксально, но «Книга Мёртвых» — европейское название. Древние египтяне называли эти свитки «Изречениями выхода в день». Действительно, такие тексты говорят не столько о смерти, сколько о воскрешении после смерти, о любви к жизни: «О, имярек, живой, обновленный, омоложенный! Нет никакого зла в том месте, где ты пребываешь. Ты выходишь в день, ты наслаждаешься его лучами...». ПИ

;