Техника - молодёжи 2006-11, страница 28

Техника - молодёжи 2006-11, страница 28

КУРИЛ ЛИ СОЛНЦЕПОДОБНЫИ?

Юрий СУПРУНЕНКО

26 2006 №11 ТМ

НЕВЕРОЯТЬ

Поразительные результаты получены в ходе исследования волос, костной и мягкой тканей девяти хранящихся в Мюнхенском музее мумий. В останках древнеегипетских жителей найдены следы никотина и кокаина. Едва различимые, а всё же — следы, причём, можно предположить, что прежде уровень содержания вредных веществ был гораздо выше, чем тысячелетия спустя. Если компьютерные расчёты верны, то при жизни организмы древних египтян содержали столько же никотина, сколько его отлагается в теле современных курильщиков. Но ведь представители флоры Нового Света — табак и кока, как считается, не были известны на других континентах до 1492 г., тогда как мюнхенским мумиям многие сотни и тысячи лет.

Озадаченные учёные исследовали несколько сотен мумий из Египта, Судана, Китая и Германии. Останкам было от 800 до 3000 лет, и никотин обнаружился в 30% мумий, подвергшихся изучению во всех вышеперечисленных странах. Следы наркотиков содержали также три мумии из Манчестерского музея и 14 мумий с раскопок близ Каира.

Как ни странно, сенсационная находка особой шумихи в рядах египтологов не вызвала. Напротив, мало кто из учёных выказывает желание обсуждать этот вопрос. А те, кто согласился поделиться своими соображениями через Интернет, в один виртуальный голос утверждали, что это сущая чепуха. Во-первых, в гробницы клали предметы, которые могли понадобиться усопшему в потустороннем мире и по пути туда. Их же изображали на стенах гробниц — пиво и опиум, но никак не табак или коку. Ещё один довод учёных против: древние египтяне не скрывали пристрастия к наркотикам, поэтому едва ли стали бы курить тайком, будто школьники. Стало быть, говорят египтологи, они не курили вовсе и кокаин не употребляли, коль скоро ни на одном из рисунков не изображён кокаинист.

Значит ли это, что лабораторные исследования дали неверный результат? Возможно, останки были загрязнены кокаином и никотином уже в лаборатории? Или во время раскопок?

Мумии исследовались теми же методами, при помощи которых

К>У»

судебно-медицинские эксперты; ежедневно диагностируют заболе- | вания живых людей и обследуют ! жертв катастроф, преступлений 1 ' или внезапной остановки сердца. ' Эти методы считаются точными и надёжными, но годятся ли они для исследования древних мумий?

В клинической лаборатории, | американской больницы «Вэлли- ; ' Вью» в Аиде, штат Оклахома, уже i десять лет изучают мумии из Южной Америки. По мнению знатоков дела, за безупречную точность : анализов поручиться нельзя, по-1 скольку от мумии невозможно получить дополнительных сведений: её не спросишь, много ли она курила и жевала ли листья коки, когда была живым человеком. Тем не менее итоги лабораторных исследований нередко подтверждаются находками в раскопах. Обнаруже-но довольно много мумий, захоро- j ненных с мешочками листьев коки и даже с комьями разжёванного , зелья за щекой. Исследования этих I мумий, понятное дело, выявили! следы кокаина в тканях. А вот в мумиях из стран, где кока не была важной составной частью культуры, таких следов не обнаружено. Зато анализы на никотин почти повсеместно положительные, что тоже не удивительно, если учесть, какая роль издревле отводилась I

вжат

табаку в Южной Америке. Причём уровень содержания никотина и кокаина соответствует нынешнему у «умеренных» курильщиков и «разумных» наркоманов. А как известно, эти вещества на века остаются в волосах и тканях, почти не «испаряясь» оттуда.

Интересно, что в мумиях Мюнхенского музея кокаина гораздо меньше, чем в мумиях из Перу. Это удивляет, поскольку мюнхенские мумии прибыли в музей из разных мест и относятся к разным эпохам. Никакие другие мумии Старого Света никотина не содержат. Совершенно невероятно, что в Мюнхене (и только в Мюнхене) случайно были собраны останки людей, которые при жизни потребляли кокаин. Скорее всего, эти останки получили свои «дозы» уже в музее. Патологи и поныне толком не понимают, каким образом ткани волос поглощают кокаин. Если этот механизм когда-либо будет выявлен, возможно, выяснится, что музейные сторожа попросту «подкуриваются» во время ночных дежурств.

Присутствие в тканях никотина, j однако, так просто не объяснишь. | Уровень его содержания низок, но ! достаточен, чтобы безошибочно ■ определить или с высокой степе-; нью вероятности допустить, что при жизни человек был курящим. Впрочем, и во многих овощах — по-j мидорах, картофеле, баклажанах —

• тоже нередко находят никотин, по-! падающий в них из окружающей

среды естественным путём. Мик-

• роскопические дозы никотина мо-; гут проникать в человеческий орга-; низм и с пищей. Но в некоторых

• мумиях его столько, что едва ли он мог накопиться в организмах древ-

I них мертвецов, если они не курили I при жизни. Такое количество нико-! тина можно обнаружить в тканях современного пассивного куриль-1 щика, много часов кряду вдыхающего дым чужих папирос. Кроме того, никотин был обнаружен в овощах, прежде произраставших I исключительно в Новом Свете и неведомых древним египтянам.

Новые исследования, проведён-i ные Светланой Балабановой из Института судебной медицины при Ульмском университете (Гер-[ мания), пуще прежнего запутали jдело. Она взяла анализы тканей I курильщиков, погибших в автомобильных катастрофах, и сравнила | уровень никотина в их волосах и