Техника - молодёжи 2006-11, страница 2624 2006 №11 ТМ ЗАГАДКИ ЗАБЫТЫХ ЦИВ НАВИГАЦИЯ В ЗАГРОБНОМ МИРЕ Дарья ВАНЮКОВА, египтолог В поисках новых впечатлений мы забираемся в горы, ныряем с аквалангом, путешествуем по новым странам и городам. А осторожность и желание провести время с максимальным комфортом заставляют пользоваться услугами и опытом профессиональных альпинистов, инструкторов по дайвингу, туристических гидов. Если же они недоступны, обращаемся к картам и путеводителям. Древние египтяне не были большими любителями путешествовать. Скорее их можно назвать домоседами. Но они всю жизнь готовились к главному Путешествию, которое придётся совершить не для развлечения или в познавательных целях, а в силу неумолимого хода человеческой жизни — путешествию в иной мир. Посмертное существование египтяне воспринимали именно как путешествие, связанное с бесчисленными опасностями и ловушками, которые нужно преодолеть, чтобы спасти свою душу и встретиться с умершими близкими и друзьями. Сейчас довольно распространено мнение, что египтяне посвящали весь свой земной путь грядущей смерти. Это далеко не так. Они любили жизнь, а смерть называли «пу-стоглазой», «безносой», «врагом». При этом, согласно египетским представлениям, она считалась естественным продолжением жизни, так как смерть в нашем мире означала рождение в мире мёртвых. Поэтому среди заупокойных ритуалов такое важное место занимал обряд «отверзания уст и очей»: жрец совершал взмахи ритуальным ножом над устами, глазами и ушами покойного, чтобы тот мог есть пищу иного мира, видеть его обитателей, слышать их голоса. Спросить, однако, как пройти по дорогам иного мира, было не у кого. С миром мёртвых, правда, соприкасаются по роду своей деятельности жрецы заупокойного культа, но и они не помощники, так как только провожают покойного, а не идут вместе с ним. И всё же было нечто, способное помочь умершему избежать опасно Анубис. Гробница Тутанхамона. 18 династия (ок. 1357-1349 гг. до н.э) стей загробного мира. Это заклинания и магические тексты, которым приписывали божественное происхождение и считали, что в них заключены тайны путешествия по «тому» свету. Главными «картами» египтян, их «путеводителями» были «Тексты Пирамид», «Тексты Саркофагов», «Книга Двух Путей» и «Книга Мёртвых», описывающие загробный мир, показывающие безопасный маршрут по нему и рассказывающие о его обитателях. Причём некоторые из них завершаются словами «списано знак в знак, слово в слово с врат Дуата», что заставляет предположить возможность путешествовать по иному миру и для живого человека, обладавшего сакральными знаниями. Каким же был иной мир египтян? Изображения Дуата — именно так называли и писали его в иероглифи-ке египтяне — известны по «Книге Двух Путей». Это изображения потустороннего мира, помещённые на днища саркофагов и снабжённые комментариями, похожими на нынешние карты. В «Книге Двух Путей» отмечены дороги иного мира и показаны те боги и демоны, которые его населяют. Дорога в иной мир начинается с тоннеля, коридора — Ра-Сетау (Дверь Протаскивания). Он связывает наш мир с миром мёртвых. В древнеегипетских гробницах всегда высекали на плоскости стены рельеф, изображающий вход в этот коридор. Это просто изображение — эту дверь невозможно открыть, но именно через неё душа покойного и попадает в коридор Ра-Сетау. По нему усопший выходит в Дуат. Там перед ним открываются две дороги — водная и сухопутная. Это извилистые тропы, разделённые посередине огненным озером. На карте рядом с его изображением написано: «не ходи туда!». На пути покойного подстерегают различные опасности. Например, дорогу преграждают демоны и чудовища, вооружённые ножами. Их имена звучат сегодня или как загадочная бессмыслица, или как что-то жуткое: «Обнимающий пламя», «Глотающий тени», «Ломающий кости», «Видящий то, что он унёс». Покойный может пройти мимо демонов, только если знает их тайные имена и нужные заклинания. Изображение Дуата наглядно показывает: египтяне считали Дуат «закольцованным» пространством, образованным телом Осириса, первого из живых, кого настигла смерть. Последняя сцена «Книги Врат». Саркофаг фараона Сети 1.19 династия (ок. 1290-1279 гг. до н.э. На ложной двери из гробницы вельможи Ику сымитировано даже изображение завернутой наверх циновки, которая обычно закрывала вход в комнату. 5 династия (ок. 2465-2323 гг. до н.э.). Каирский музей |