Техника - молодёжи 2006-11, страница 29

Техника - молодёжи 2006-11, страница 29

www.tm-magazin ,ru 27

костях с уровнем никотина в мумиях. В волосах современных курильщиков никотина оказалось в несколько раз меньше, чем в костях, а вот в волосах мумий его уровень ниже всего вдвое. На основании этих данных можно предположить, что первоначально в мумиях было гораздо больше никотина, чем теперь. Но в волосах он разлагался, а в костях оставался в целости и сохранности. Если это так, значит, изначальный уровень никотина в мумиях был в 20 — 25 раз выше, чем сейчас, и, следовательно, не ниже, чем в организме наших курящих современников.

Тут-то и начинаются сложности.

Во-первых, в Оклахоме выяснили, что уровень никотина не подвержен колебаниям, что делает разницу в результатах исследований необъяснимой. Кроме того, недавно обнаружили в 14 мумиях уровни никотина, сходные с выявленными Балабановой. Да и во всех перуанских мумиях количество никотина одинаковое.

Во-вторых, американцам так и не удалось обнаружить никотин в костях мумий, хотя в волосах его очень много. В Оклахоме применялся несколько иной метод вытяжки, но не заметить никотина в костях всё равно было бы невозможно. Итак, ни результаты, которых добилась Балабанова, ни открытие учёных из Оклахомы пока не получили независимых подтверждений, и неизвестно, кому верить.

В-третьих, наблюдается слишком большой разброс в цифрах. Светлана Балабанова выявила в волосах уровни никотина, характерные для современных умеренных курильщиков, а в костях трех исследованных ею мумий его было гораздо больше — смертельные дозы. Позволительно предположить, что этот никотин попал в организм не через желудок, а скорее, во время бальзамирования. Это звучит вполне разумно — ведь большие дозы никотина предохраняют ткани от разложения и защищают от насекомых. Если верить историкам, при бальзамировании тела Рамзеса II использовалась композита — растение, в котором в микроскопически малых дозах содержится никотин. Помимо трех вышеупомянутых мумий, Балабанова исследовала и другие, и в их волосах содержание никотина было относительно высоким. Даже если большинство полученных ею результатов можно объяснить воздействием окружающей среды, как быть с остальными мумиями, в том числе и с одной оклахомской?

1

Ни в одном известном древнеегипетском документе не упоминается, что его жители страдали пристрастием к дурманным зельям. Однако лет пятнадцать назад устоявшееся мнение начало меняться, ибо ничто не вечно, даже пирамиды, а уж мнения — тем паче.

Возможно, правы египтологи, и мумии действительно были загрязнены. Возможно, это вообще фальшивки. Немало мумий, извлечённых из земли в XIX в., подверглось воздействию табачного дыма. Вспомните хрестоматийный образ египтолога — развесёлый учёный муж средних лет, с трубкой в зубах. Однако более поздние находки избежали этой участи: сегодня их ревниво оберегают от любого возможного загрязнения. В большинстве современных лабораторий и музеев строго-настрого запрещено курить. Да и «подделать» мумию сейчас не так-то просто. Технология бальзамирования в Древнем

—I

i

Египте непрерывно совершенствовалась. (По способу подготовки, пеленания мумии и орнаменту на ней опытный египтолог без труда определит возраст и происхождение находки.) Так, может быть, не стоит придавать значения отсутствию упоминаний о курении и потреблении кокаина в древних письменах? Может, тут нет противоречия? Ведь в археологических познаниях немало прорех, и никотин вполне способен покрыть бурым налётом некоторые из этих белых пятен. Во всяком случае, можно предположить, что египтяне если и не курили, то применяли никотин в лечебных це-, лях. Они свято верили, что после I смерти их тела превратятся в совершенные, безупречные, лишённые изъянов воплощения тел при-; жизненных. Мёртвые не болеют и [ не терпят увечий. Всего-то и надо, |что навеки сохранить бренную I оболочку.

У египтян в древности было немало медицинской литературы и лекарственных рецептов. И хотя нам известны египетские названия многих снадобий, мы до сих пор не знаем, что они означают. Ещё хуже обстоит дело с нашими познаниями в области народной медицины Древнего Египта, которая не имела письменной традиции. Едва ли в Египте прямо на улицах рос дикий табак. Но, если никотин применялся в медицинских целях, откуда его брали? На этот вопрос есть три возможных ответа. Первый: Древний Египет торговал с Южной Америкой. Второй: в Старом Свете были какие-то неведомые нам ныне разновидности табака. И наконец, никотин добывали из какого-то другого растения.

Если забыть о результатах пата-логоанатомических исследований, у нас нет никаких свидетельств существования в ту пору торговых сношений между Египтом и Новым Светом. Египтяне, как известно, были никудышными мореплавателями и сумели обойти африканский континент лишь каботажным способом. Им не удалось пересечь даже Средиземное море, чего уж там говорить об Атлантике. А если бы они торговали через посредников, до нас наверняка дошли бы свидетельства такой торговли. Однако их не найдено, и даже защитники идеи доко-лумбовых контактов вынуждены признать, что поиски в этом направлении безрезультатны.

Так курили солнцеподобные фараоны и их подданные или не курили? Кажется, это так и останется тайной. ОЙ

ь