Техника - молодёжи 2006-12, страница 22

Техника - молодёжи 2006-12, страница 22

20 2006 №12 ТМ АНТОЛОГИЯ ТАИНСТВЕННЫХ СЛУЧАЕВ

Уцелевший «Атен» («Афины») после войны достался Польше и был переименован в «Варински»

перехватят эту дезинформацию и примут меры, не зная, что на подставленных им немцами судах были не солдаты, а приговоренные к уничтожению узники, и выполнят за них грязную работу.

ГЕКАТОМБА. Утро 3 мая было туманным, но вскоре дымка рассеялась и над Любекской бухтой остались лишь легкие облака. Жители города и окрестностей настороженно вслушивались к близкой канонаде — это приближались англичане. А в 12 ч появились и их самолёты.

Ими были 4 «Тайфуна» лейтенанта Э. Стевенсона. Выскочив со стороны берега, они бросились к «большому 2-трубному лайнеру, готовящемуся к отплытию» (это был «Дойчланд»), Из 32 выпущенных в него ракет попали 4, одна не взорвалась, остальные вызвали пожары, с которыми команда справилась за час. После этого капитан Штейнике велел сшить из простыней белые флаги, поднять их между мачтами и приготовить спасательные шлюпки.

Около 14 ч «Тайфуны» потопили одну из барж с заключенными из Штуттгофа, а в 16 ч девятка

М. Румбольда, пренебрегая сигналами о сдаче, выпустила 36 ракет в левый борт «Дойчланда» и обстреляла его из пушек. На нем опять занялись пожары, но моряки сели в шлюпки и добрались до берега. Восьмёрка «Тайфунов» майора К. Гардинга сбросила на оставленное командой и горящее судно 8 бомб — оно накренилось и через 4 ч после первой атаки повалилось на борт и затонуло.

Девять «Тайфунов» капитана Дж. Джонсона (это они 17 июня 1944 г. обстреляли автомобиль Э. Роммеля и тяжело ранили фельдмаршала) разделились — 5 направились на «Кап Аркона». Заключенные, запертые в верхних помещениях, увидев их в иллюминаторы, обрадовались, стали кричать и ломиться в двери. И тут между трубами и в надстройке начали рваться сброшенные англичанами бомбы и четыре десятка ракет. Судно загорелось. Противопожарное оборудование не работало, и огонь устремился вниз, заключенные ломали двери. Те, кому это удавалось, бросались на верхнюю палубу, но...

«Эсэсовцы стреляли в людей, скопившихся на нижних палубах, чтобы перегородить проходы через уже заваленные трупами двери и трапы, — вспоминал Ш. Соха, один из чудом уцелевших «пассажиров». — А на верхней палубе между моряками и эсэсовцами шла драка из-за спасательных кругов и поясов, за плававших с ними цеплялись другие и все тонули. Внизу бушевал огонь, распространяя черный, удушливый дым. Узники выбивали иллюминаторы и в отчаянии вываливались в море, многие оставались и равнодушно ждали конца...»

Через пробоины, которые никто не заделывал, лайнер заливало, и он накренился. Комендант порта выслал на помощь команде три траулера и несколько катеров, подбиравших только немцев, спасли 10 моряков и 409(из 500) охранников. Вырвавшиеся наверх узники связывали плоты из кусков дерева, разбирали кресла и лежаки и всё, на чем было можно продержаться на воде, многие пускались к берегу вплавь. Пытавшихся забраться на катера немцы сталкивали или пристреливали.

Спустя 4 ч после налёта на лайнере взорвались топливные цистерны, он лёг на борт и затонул на мелководье, оставив на поверхности половину корпуса и надстройки. На них и карабкались узники, многие срывались и тонули, тех, кому повезло, сняли захватившие город англичане. Из бывших на «Кап Аркона» выжило около 300...

Несмотря на поднятое белое полотенце, на «Тильбек» набросились 4 «Тайфуна» из группы Дж. Джонсона, выпустивших 32 ракеты и сбросивших бомбы, разорвавшиеся в центре судна. Оно загорелось и накренилось до 40", что не позволило спускать шлюпки. Капитан застрелился, моряки и эсэсовцы беспорядочно бросались за борт, оставив закрытыми люки трюмов и двери в нижние помещения с заключенными. Те метались либо безучастно ждали смерти в огне, дыме и заливавшей судно воде. Через 45 мин «Тильбек» перевернулся и пошёл на дно, унеся с собой 2800 узников, 200 эсэсовцев и 11 моряков. Спаслось всего с полсотни немцев.

После появления «Тайфунов» эсэсовцы, сторожившие узников из Штуттгофа на баржах, пересели на буксир «Эльза Рек» и бежали в Нойштадт. Одну баржу потопили англичане, на другой пленники выбились на палубу, перерезали якорный канат и их ветром и волнами понесло к берегу, но недалеко от него выбросило на мель. Бедолаги сделали из досок и обломков надстройки плоты и пустились к суше. Там их встретили огнём эсэсовцы, военные моряки и ополченцы из «фольксштурма». Оставшихся в живых загнали во флотские казармы в Нойштадте, откуда их вызволили англичане и канадцы.

Повезло тем, кто был на «Атене». Капитан Ф. Номбан еще до налета велел поднять белый флаг и втолковать надзиравшему за ним унтер-штурмфюреру СС Кирштайну бессмысленность выполнения гиммле-ровских приказов. «Атене» снялся с якоря и перешел в Нойштадт, где экипаж и эсэсовцы скрылись в городе, а заключенные двинулись на окраины и встретили британских солдат.

Любопытно, что стоявшее в Любекской бухте судно «Эльмен-хорст», на котором не было живого груза, английские летчики почему-то не тронули.

На следующий день части Вермахта, находившиеся в северо-за-падной Германии, Голландии и Дании, сложили оружие. 8 мая в предместье Берлина Карлсхорсте представители СССР, Англии, США и Франции приняли безоговорочную капитуляцию вооруженных сил Третьего рейха.

В те дни устроили поминовение погибших 3 мая, в котором участвовали делегаты 659 выживших «пассажиров» флотилии смерти, советской и английской армий. Пытаясь, видимо, оправдать действия своих летчиков, британский комендант