Техника - молодёжи 2007-02, страница 13

Техника - молодёжи 2007-02, страница 13

лежать в пространстве за ними, образуя в верхней своей части небольшую ложбинку (хорошо видно на фото). Кстати, именно так языку и надлежит располагаться при чтении текста или разговоре. К предложенным амплитуде и количеству повторов, во избежание повреждения подвижных суставов челюсти, лучше продвигаться постепенно (вспомните аналогию со спортом!).

Достижению указанной выше цели служат и скороговорки, которые можно рекомендовать в качестве первых речевых упражнений: «Ткёт ткач ткани на платки Тане», «Наша река широка, как Ока», «Окул бабу обул, да и Окула баба обула», «Король — орёл, орёл — король». Как ни парадоксально, произносить их надо медленно, шёпотом и с гипертрофированной артикуляцией (максимальное открытие или расширение рта на соответствующих гласных). Вообще, скороговорки и поговорки, неся в себе различные комбинации гласных и согласных, развивают речевой аппарат в целом, позволяют добиться упругости и подвижности губ, укрепления языка. Имея подборку таких образцов народного творчества (существует множество сборников), вы добьётесь выработки и фиксации правильных положений рта при образовании отдельных звуков и лёгкого преодоления их трудных сочетаний. Рассчитывайте глубину одного вдоха на целую скороговорку, а позже — на несколько её ускоренных повторений (в два, четыре, восемь раз быстрее). Следите, чтобы при этом отчётливость сохранялась, и слоги не налезали друг на друга. Одновременно вы научитесь «тратить» на длинные предложения только по одному выдоху, что сделает речь плавной и легковосприимчивой.

Некоторые звуки речи хорошо использовать для тренировки языка. Его силу и упругость развивают упражнения на основе звука «Т»: ПТА, ПТО, ПТУ, ПТЭ, ПТЫ, ПТИ и подобные, с разными согласными буквами на месте «П». Произносите эти сочетания (на шёпоте, как и последующие) слитно, упруго и поначалу очень медленно, но с каждым днём темп ускоряйте. Через несколько месяцев нужно освоить группы сочетаний ТТТА, ТТТО, ТТТУ, ТТТЭ, ТТТЫ, ТТТИ, периодически вставляя вместо «Т» любую другую «утроенную» согласную, чем развивается лёгкость их извлечения и подвижность нижней челюсти. Более сложная комбинация БТТТБА снова укрепляет язык.

Если у вас есть особенность «глотать» концы слов, полезно сочетание БТТТБАБ, в котором все три «Т» и последний согласный звук заставьте звучать очень чётко.

Подвижность языка, в отличие от упругости, достигается работой с согласной «Р». Комбинации ПРА-ПРЯ, ПРО-ПРЁ, ПРУ-ПРЮ, ПРЭ-ПРЕ, ПРЫ-ПРИ, а особенно их варианты ЛРА-ЛРЯ (и так далее, с заменой всех «П» на «Л») прорабатывайте долго, добиваясь чистоты звучания. В сочетаниях с шипящими (ЧРА, ШРА, ЖРА) язык на звуке «Р» должен отчётливо вибрировать. Привыканию к словам, начинающимся с нескольких согласных (ввоз, взвод, встарь), способствуют сочетания ВЗВА, ВЗРА, ФСТРА, ФСТКА, ФКСТА.

Весьма полезны для развития дикции длинные слова (информатизация, идентифицированный, унифицировать, протекционистский, невыговариваемыми), содержащиеся в любой газете или журнале. Составьте такой список, дополнив его словами, представляющими сложность лично для вас. Проговаривайте их разборчиво и без спешки, тщательно артикулируя на ударных гласных и не «проглатывая» окончания. Постепенно, сохраняя качество, темп надо увеличить. Забегая вперёд, можно посоветовать перед каждым труднопроизносимым словом в реальной речи вставлять подготовительную паузу.

Незаменимым средством выработки мелодичности и плавности речи служит прочтение сказок и присказок. Они же воспитывают сдержанность и помогают избавиться от современного бича — торопливости. Возьмите любую русскую народную сказку и читайте её вслух очень медленно, делая небольшие паузы между словами и сильно растягивая ударные звуки. Однако речь должна литься непрерывно, с выражением основных мыслей, имеющихся в тексте.

Чтобы собеседник не чувствовал при общении с вами дискомфорта, следует избавиться от монотонности и добиться простоты изложения. Лучшими помощниками в этом являются басни. Перед их устным воспроизведением логически разделяйте фрагменты, касающиеся автора и действующих персонажей, оказываясь мысленно на месте каждого. Физически меняя позицию (как в «театре одного актёра»), интерпретируйте все монологи ярко, но без потери общей слитности.

Завершить программу целесообразно заметками из газет и журна

лов. Произносите предложения медленно и плавно, разделяя слова еле заметными паузами (дикторы называют их «папиросной бумагой»), Воображая прочитанное, старайтесь передавать его смысл, меняя интонацию или скорость речи.

Напоследок хотелось бы дать несколько практических советов, которые сделают общение с другими людьми более комфортным и эффективным. Перед напряжённым разговором или выступлением всегда делайте паузу, чтобы притупилась реакция от воздействия посторонних раздражителей. Два-три раза глубоко вдохнув через нос, ощутите напряжение мышц шеи. Такая пауза поможет собраться вам и слушателям, которым тоже сложно сразу «войти в суть». Во время разговора лучше дышать одновременно ртом и носом, благодаря чему горло сильнее раскрывается. А в промежутках между фразами вдыхайте воздух только с помощью носа, потому что слизистой оболочке рта нужно сохранять влажность. Эта же цель достигается одним эффективным приёмом: несколько круговых движений языком между губами и дёснами закрытого рта — и сухости как не бывало! Концентрируйтесь только на цели беседы и средствах для её реализации. Говорите размеренно, делая заметные логические (смысловые) и психоло

гические (диктуемые чувством) паузы, что позволит не только расположить к себе собеседника, но и отслеживать его реакцию на ваши слова. Ведь в человеческом общении, помимо способности хорошо говорить, важно умение внимательно слушать! НЙ

Материал подготовлен при содействии Раисы Ивановны Шабановой (диктор Гостелерадио СССР, сейчас — ведущая программ нескольких радиостанций).

www.tm-magazin ,ru 11