Техника - молодёжи 2007-02, страница 14

Техника - молодёжи 2007-02, страница 14

ВОЕННЫЕ ЗНАНИЯ

I_I

Ищейки и ликвидаторы

Игорь БОЕЧИН

«21 ноября 1939 г. новый крейсер «Белфаст» подорвался на мине в заливе Ферт-оф-Форт и затонул. Это подтвердило обоснованность опасений адмирала Форбса в том, что противник может легко минировать дальние подступы к военно-морской базе Росайт», — писал историк британского флота С. Роскилл.

«Только в 16 ч 22 июня 1941 г. мы получили донесение дозорного тральщика БТЩ-216 из устья Финского залива о том, что ещё в 10 ч, в 10 милях от маяка Тахкуна, он обнаружил минную банку, — вспоминал адмирал Ю.А. Пантелеев, бывший в начале войны начальником штаба Краснознаменного Балтийского флота. — Донесение не оставляло сомнений, что противник ещё до начала военных действий поставил минные заграждения».

Итальянский аппарат MIN-77:

I — коаксиальный кабель; 2 — системы управления; 3 — аккумулятор двигателя; 4 — горизонтальные и 5 — вертикальные подруливающие устройства; 6 — навигационные датчики; 7 — гидролокатор; 8 — шток с подрывным патроном; 9— телекамера; 10— прожектор;

II — аккумулятор; 12 — балласт; 13 — сбрасываемый подрывной заряд; 14 — гидравлический двигатель; 15 — гребной винт

Впрочем, минное оружие, прозванное «затаившейся смертью», и предназначено стать неприятной неожиданностью для противника. Поэтому мины устанавливают тайно, закрывая и присыпая землей и маскируя, а на море — под поверхностью. Кстати, одними из первых подводные фугасы применили в войну 1768 — 1774 гг. русские сапёры, сплавляя их по течению Днестра к наведённому через него турками мосту.

В 1812 г. видный ученый и офицер русской армии П.А. Шиллинг успешно испытал на Неве мину с электрозапалом, включавшимся импульсом, посланным с берега по изолированному проводу. В Крымскую войну 1853 — 1856 гг. усовершенствованные B.C. Якоби мины выставили у Ревеля, Усть-Двинска, на Дунае и Южном Буге. После того, как на них подорвалось несколько английских кораблей, пытавшихся прорваться к Кронштадту, британская эскадра сочла за лучшее отойти на исходные позиции. В 1861 — 1865 гг. подобное оружие весьма эффективно использовали противника в гражданской войне в США.

В русско-японскую войну 1904 — 1905 гг. флот страны Восходящего солнца неоднократно пробовал минировать подходы к Владивостоку и Порт-Артуру, а русские моряки — акватории, которыми пользовались японцы. У тех и других заградителями служили крейсеры, миноносцы, торговые и портовые суда, катера, но у русских были и специальные минные

транспорты конструкции капитана 2-го ранга В.А. Степанова. С них ставили гальваноударные мины, снабженные якорным устройством, ложившимся на грунт и тросом (минрепом) удерживали мину на нужной глубине. При ударе корабля о мину сминался один или несколько торчащих из неё свинцовых колпачков, раздавливая заделанные в них стеклянные трубочки с электролитом и тот, выливался на контакты гальванического элемента, и возникший ток включал запал, подрывавший основной заряд.

Понятно, моряки поспешили придумать средства для борьбы с ними, например — трал, изобретенный лейтенантом русского флота К. Шульцем. Им был трос, спускаемый с борта или кормы корабля и отводимый в сторону буйком.

Захватив минреп, трал обрывал его, мина всплывала, после чего её расстреливали либо подрывали.

Следовательно, понадобились мины, которые нельзя было зацепить тралом, или поражавшие буксирующего его «пахаря моря». И в 1909 г. студент (!) И.А. Аверин предложил оснащать якорные мины неконтактным взрывателем, реагирующим на магнитное поле приближающегося корабля. Однако идею не оценили, и в Первую мировую войну англичанам пришлось заново придумывать подобное устройство, теперь уже для безъякорных донных мин. Ими в 1918 г. британцы забросали прибрежные воды Фландрии, в которых «обитали» немецкие подлодки. А в 1919 г. их применили против недавнего союзника, выставив на Северной Двине.

12 2007 №02 ТМ