Техника - молодёжи 2007-04, страница 52

Техника - молодёжи 2007-04, страница 52

Рыцарский музей

ВЫСТАВИТЬ КОПЬЯ, ЗАКРЫТЬСЯ ЩИТАМИ!

Когда в 476 г. Западная Римская империя пала под натиском варварских племён, все «рыцари» остались только на Востоке. На место просвещённых римлян пришли грубые и неотёсанные варвары: вестготы, остготы, сарматы, венеты, франки. Последним, входившим в союз германских племён, сложившийся в III в. на северо-восточной границе Галлии, тогдашней провинции Римской империи, суждено было сыграть в Европе особую роль. Ядром франкских войск являлись дружины вождей, созданные ещё в эпоху родового строя. В большинстве случаев это были добровольные вооружённые объединения, собранные военачальником (вождём), который славился своими победами. Вождь содержал их, делил добычу, чем обеспечивал преданность этих наёмников. И если в «мелких» набегах могли быть задействованы только телохранители вождя, то для крупных походов формировался куда более мощный отряд достаточно хорошо экипированных и обученных воинов.

К 510 г. франки во главе со своим вождём Хлодвигом в результате победоносных войн создали обширное королевство, простиравшееся от среднего течения Рейна до Пиренеев и Средиземного моря. Однако Галлия ещё долго продолжала оставаться под существенным влиянием Восточной Римской империи (Византия), и лишь в VIII в. их король Карл Великий получил титул Римского императора.

Постоянные войны, которые вели франки, заставляли их совершенствовать вооружение, во многом заимствованное у римлян.

В бою те же франки, например, строились по родам и шли на врага плотной фалангой, выставив копья и закрываясь щитами. Приближаясь к неприятелю, они использовали метательное оружие, включая и топоры, называвшиеся Францисками, после чего вступали в рукопашный бой с мечами в руках. По мнению Э. Оакшотта, само их название связано как раз с этими топорами, точно так же, как лангобарды обязаны своим именем большим тяжелым топорам, имевшим длинную рукоять.

Сражались франки в основном пешими, и только их вожди выезжали в бой на лошадях, причём в пылу схватки они нередко соскакивали с них, чтобы личным примером воодушевить своих воинов.

Только при Карле Великом франки стали больше полагаться на конницу, чем на пехоту. Дело в том, что образовавшиеся в Европе варварские королевства в то время не только постоянно враждовали друг с другом, но и подвергались нападениям арабов на юге, скандинавов на севере, а также набегам всадников — аваров и венгров — с востока. До этого, ещё во времена Римской империи, в Европу из Азии пришли кочевники-гун-ны, но были разбиты совместными силами римлян, франков и бургун-дов в битве на Каталаунских полях, неподалеку от Шелона в 451 г.

Теперь вслед за ними в Европу проникли сначала авары, а затем венгры, с которыми франкам пришлось долго и упорно воевать. Десять месяцев в 885 - 886 гг. Париж держали в осаде викинги, поднявшиеся вверх по Сене на своих мелкосидящих кораблях. Арабские пираты грабили прибрежные средиземноморские города. Вот почему от ополчения всех способных держать оружие в руках мужчин государи в Европе в это время стали отказываться в пользу хорошо вооруженных всадников, которым за службу давали земельный надел — бенефиций, который со временем превращался в наследственное владение (феод или лен).

Обычным видом защиты воинов стала кольчуга длиной до колен и с короткими рукавами, шлем конической формы, склепанный из нескольких металлических сегментов, а также круглый деревянный щит, обтянутый кожей, с металлическим умбоном посредине. Подобным снаряжением обладали франки и готы, саксы и викинги, и даже арабы, с IX в. точно так же, как и воины в Европе, получавшие за службу в тяжеловооруженной коннице земельный надел, называвшийся «икта».

В Англии, как об этом сообщают Д. Николь и Э. Оакшотт, самые знатные и богатые имели шлемы с маской, которая закрывала им все лицо,

а кроме кольчуги, — наручи и поножи из металлических пластинок на руки до локтей и на ноги до колен. Использовались панцири из металлических пластинок, нашитых на кожаную основу наподобие рыбьей чешуи, более доступные для массового изготовления и лучше защищающие от стрел. Причём тот и другой отмечают восточное происхождение такого рода доспехов, которые также носили и венгры, и авары, и византийские всадники.

Во Франции Карла Великого кольчугу с рукавами до локтей по эдикту 805 г. должен был иметь всякий, имевший 300 акров земли. Причем стоимость доспехов постоянно увеличивалась, что говорит о том, что на них был устойчивый спрос. Так, если в V-IX вв. панцирь — лорика (кольчужный или пластинчатый) стоил 12 солидов (римская золотая монета весом 4,55 г), шлем — 6, меч — 7, щит и копье — 2, что в общей сложности составляло 39 солидов или 177,45 г. золота, то уже в X в. цены значительно выросли. Теперь полное вооружение всадника стоило 330 солидов: 60 — лорика, 30 — шлем, 100 — меч, 10 — щит и копьё, 100 — конь и 30 — седло. Понятно, что свою роль в этом сыграла и практика порчи монет и их обесценивание, однако, если учесть, что хорошее поместье в это время можно было купить за 60 солидов, то становиться очевидным, что служба в такой коннице могла быт уделом немногих.

Интересно, что качество наконечников копий у франков вначале было очень низким, и только в начале IX в. их начали делать из качественного металла и даже дамасской стали. Наконечник снабжался поперечиной, не позволявшей глубоко входить в тело врага. Имея шпоры (известные, впрочем, ещё древним грекам и римлянам), а также принесённые аварами в Европу стремена, именно франки, по сути дела, и стали непосредственными предшественниками европейской рыцарской конницы, хотя в начале сами многому научились у тех же лангобардов и аваров.

Вячеслав ШПАКОВСКИЙ

1Q 2007 №04 ТМ