Техника - молодёжи 2007-04, страница 55Барады, действительно «гроб убиенного Авеля». Соответствует представлениям о древних людях и внушительная длина саркофага. Такими же, согласно описаниям, были и ныне разрушенные могилы двух других библейских персонажей: Нимрода-охотника в отрогах другой сирийской горы Хермон и Си-фа , третьего сына Адама, в Ливанских горах. Вполне возможно, что древние люди действительно обладали богатырским телосложением. Об этом свидетельствует и захоронение, относящееся к III тыс. до н.э., найденное археологами на северо-востоке Сирии. Во время раскопок на Телль Хазне учёные нашли скелет двухметрового мужчины, похороненного, согласно тогдашнему обряду, на боку и с подогнутыми но- В наши дни развилка с могилой Авеля стала одним из мест паломничества христиан, мусульман и, в особенности, друзов, приезжающих сюда с юга Сирии и Ливана. С некоторых улиц Дамаска хорошо видно ту часть горы Касьюн, где произошло первое убийство. Она возвышается над хаотично застроенным курдским районом Акрад. На самом месте преступления стоит небольшой мавзолей под зелёным куполом. У мавзолея, как и полагается, есть постоянный смотритель, Ибрагим. Его отец, проживший 90 лет, и дед, умерший 120-летним (их могилы здесь же), и прадед, и все мужчины рода Ибрагима с испокон веков служили этому святилищу, поклониться которому приходили ещё ветхозаветные пророки Авраам, Моисей, Иов и Илья. В Дамаске этот склон Касьюна называют также «Макам Арбаим» — «Стоянка сорока» или «Магарат аль-джоуа» — «Пещера голода», так как согласно одному из многочисленных преданий, которыми Касьюн окутан, как дымкой по утру, в ней погибли от голода сорок христианских проповедников, заточённых иудеями. Согласно другой легенде, в «Магарат аль-джоуа» голодной смертью умерли сорок греков, которых заперли там мусульмане за пропаганду христианства. Третья, наоборот, гласит, что сорок мучеников были мусульманами, павшими в схватке с крестоносцами. Но кем бы ни были эти сорок, считается, что они незримо присутствуют среди жителей Дамаска и защищают город от бед. С древности поклоняются дама-скинцы и другой вершине Касьюна, куда, как сообщается в местном предании, пристал Ноев ковчег после всемирного Потопа. С Дамаском www.tm-magazin ,ru 55 Сцена братоубийства. Русский лубок XVII в. Мавзолей на месте первого преступления: здесь Каин убил Авеля вообще связано множество библейских событий. О нём рассказывается почти во всех книгах Ветхого Завета. По свидетельству Иосифа, Дамаск основалУц, правнук Ноя, внук Сима и Арама, родоначальника арамеев. Доказательством этому некоторые исследователи считают одно из древних названий города — Шам — именно так звучит имя Сима, старшего сына Ноя, на семитских языках. Происхождение названия города точно не установлено, поэтому версий, как и легенд, окутывающих древнюю историю Дамаска, бытует множество. Среди мусульман, например, распространено объяснение, что город назван по имени раба, подаренного пророку Аврааму царём-охотником великаном Ним-родом якобы и основавшим город, чего, конечно же, быть никак не может. На рубеже III и II тыс. до н.э., когда, как говорится в Библии, Авраам шёл из Междуречья в Ханаан, т.е. Палестину , и останавливался в Дамаске, он был уже большим и известным городом, причём известным под тем же названием, что и сегодня. Как о важном центре рассказывается о Дамаске и в более ранних аккадских табличках и архивах Телль Амарны XVIII династии египетских фараонов, где город «Димаску» или «Димашка» упоминается в качестве столицы «страны Убе» (Обейда). Но эти источники, относящиеся к самым ранним письменным свидетельствам существования Дамаска, могут подтвердить лишь то, что ему не менее пяти тысяч лет. Тогда как археологи при раскопках, проводившихся в последние годы на окраине города, обнаружили здесь культурный слой, возраст которого восемь — девять тысяч лет. Причём, уже тогда здесь было крупное поселение. История древнего Дамаска, увы, не просто пестрит белыми пятнами, по сути, она вся белое пятно — проводить раскопки в огромном густонаселенном городе практически невозможно. Но и то, что известно, позволяет судить о нём, как об одном из немногих, если не сказать единственном из великих городов древности, не исчезнувшем под песками пустыни и не превратившемся в руины. Дамаск благополучно дожил до наших дней, являя собой современный мегаполис, но с той удивительной восточной экзотин-кой, которая, словно пряная приправа, придает ему особенный, ни с чем не сравнимый дух. Так что, может и вправду, именно Дамаск, имя которого во все времена сопровождалось эпитетом «райский», стал отечеством Адама и Евы, заменившим им утерянный рай... Ой |