Техника - молодёжи 2007-04, страница 54Загадки забытых цивилизаций Отечество убиенного Авеля Татьяна СОЛОВЬЁВА, фото автора Дамасская гора Касьюн Сколь не бесспорен вывод средневекового учёного XIII в. Якута Аль-Хумави о том, что после изгнания из рая Адам и Ева поселились в прекрасном оазисе Гута, где сейчас находится столица Сирии Дамаск, оспаривать его никому не приходит в голову — слава «земного рая» сопровождала этот город во все времена. Значение слова «рай» мы привыкли воспринимать в библейском смысле, но так в древности назывались все оазисы. Дамаск, окружённый со всех сторон оазисом Гута, утопающий в бесчисленных садах, и впрямь должен был казаться раем тем, кто проделал долгий путь среди безжизненных песков, и после сухого, обжигающего дыхание воздуха мог вдохнуть аромат цветущих садов. Собственно, «гута» в переводе с арабского и означает «сад». Турецкий путешественник и писатель XVII в. Эвлия Челеби утверждал, что здесь 130 тысяч садов, а по одной из сур Корана Дамаск олицетворяет олива. После изгнания из рая Адам и Ева долго плутали среди бескрайней каменистой пустыни и мрачноватых базальтовых пустошей, пока не набрели на долину, заросшую цветущими деревьями, напомнившими им о саде, который пришлось покинуть. На райскую была похожа и река Барада, в Библии она называется Авана. Вырываясь из горной теснины и разветвляясь на четыре рукава, чистая полноводная река рождала оазис, полукружием прилегающий к горам, и исчезала в пустыне. Здесь, у дамасской горы Касьюн, они и поселились, здесь родились их сыновья, здесь же по преданию совершилось и первое в мире преступление, описанное в Ветхом Завете, — Каин убил своего брата, позавидовав жертве, принесённой Авелем Богу. В отрогах горы сохранилась пещера, в которой жили дети Адама и Евы, и где произошло злодеяние — за ней закрепилось название кровавой. И теперь ещё, оплакивая Авеля, скала внутри пещеры сочится крупными каплями воды, похожими на слёзы. По одной из версий, само название города — Дамаск — происходит от древне-арамейского слова «демшак», что и означает «кровь брата», или «невинно пролитая кровь». Кстати, до того как в Ветхом Завете была поведана история детей Евы — Каина и Авеля, первого преступника и первой жертвы, подобные мифы широко бытовали по всему Востоку. О ссоре земледельца и пастуха, звали их Аншар-Зерно и Лахар-Овца, повествуется, например, в одном из шумерских мифов. Однажды они заспорили о том, кто из них главнее. Каждый приводил в свою пользу аргументы один красноречивее другого, ссорясь и оскорбляя друг друга. Но до смертоубийства дело всё же не дошло — вмешался бог Энки и примирил спорщиков. Если бы Ева рассказала в детстве эту сказку своим детям, может, братьям тоже удалось бы разрешить ссору миром. По местной легенде подлинные мотивы первого злодеяния отличаются от описанных в Ветхом Завете: преступление якобы совершилось на почве ревности, из-за любви Каина и Авеля к своей сестре. Даже скалы вскрикнули от ужаса, когда оно произошло, и хотели обрушиться на убийцу, чтобы наказать его. Но спустившийся с небес архангел Гавриил удержал каменные своды, посчитав, что смерть будет слишком лёгкой расплатой за содеянное. В доказательство, что так и было, местные жители демонстрируют отпечаток пятерни Гавриила на потолке пещеры. Из Ветхого Завета хорошо известно, и что случилось потом. Убив брата, Каин сорок лет носил его тело, не зная, что с ним делать, пока не увидел однажды дерущихся воронов. А когда более сильный ворон заклевал слабого, он вырыл ямку и закопал труп. Тогда Каин понял: это Бог подсказывает ему, что делать с телом Авеля, и поступил так же, как птица, похоронив брата в землю. Даже историки церкви не отрицают того, что могила в 30 км от Дамаска (в древности здесь находился библейский город Авила) на развилке старинной дороги, высеченной в горной гряде и тянущейся по ущелью вдоль извилистого русла 1Q 2007 №04 ТМ |