Техника - молодёжи 2007-06, страница 50

Техника - молодёжи 2007-06, страница 50

Рыцарский музей

Доспехи — заменители

кольчуг ?

Своё мнение о полностью кольчужных доспехах воинов с «Байёсской вышивки» известные британские историки оружия Д. Эдж и Д. Паддок подтверждали изображениями воинов с другого «ковра» — «норвежского», начала XIII в., из церкви в Балдишоле, где воины снаряжены точь-в-точь как и всадники на «полотне из Байё». Тем не менее, по мнению их французских коллег Лилианы и Фреда Функенов, опиравшихся на утверждения ряда других историков-французов, в Средние века вполне могли существовать и иные типы брони, в которой её элементы, будь то кольца или металлические кружки, не соединялись бы друг с другом, а нашивались на ка-кую-нибудь основу. Изображения подобных доспехов встречаются в таких рукописях, как «История Грааля» (1280), «Великая французская хроника» (XIV в.), а также на гравированных на меди надгробиях.

Последние свидетельствуют: наряду с классической кольчугой нашивные защитные элементы (кольца, диски) широко использовались в авентайлах — гибких, чтобы не стеснять поворот головы, полотнищах, крепившихся к шлемам (шлемы XII- XIV вв. называются бацинетами) и защищавших шеи воинов.

На одном из надгробий — в Норфолке — показано даже крепление авентайла к бацинету.: верхний край авентайла имел кожаную обшивку, перфорированную отверстиями, совпадающими с выступами на шлеме. В самих этих выступах имелись отверстия, через которые после того, как авентайл соединялся с баци-нетом, пропускали прочный плетёный шнур или проволоку.

Теоретически такая кольчуга выгодна тем, что для неё требуется меньше колец. Сами кольца на ней могут быть цельновысеченными из металлического листа и при нашивании на основу заходят краями друг на друга, увеличивая тем самым защитные свойства доспеха. Обычные кольца не требовалось сводить и соединять непосредственно в процессе работы. Получается, что, имея достаточное количество сделанных заранее колец, соответствующего покроя кафтан, шило и шовный материал, любой воин мог сам себе изготовить «броню», не

прибегая к услугам квалифицированных мастеров. Для отдалённых труднодоступных мест, где кузница была редкостью (а в Европе тогда были такие) именно эта возможность могла стать решающей.

Что же касается защитных свойств, то от ударов мечом такая одежда защищала бы, скорее всего, точно также, как и традиционная кольчуга. С широкими и плоскими кольцами (если они, к тому же, нашивались внахлёст) такая броня должна была хорошо защищать и от стрел. Но если кольца были мелкими и нашивались одно к другому, то в этом случае был велик шанс того, что стрела попадёт в промежуток между ними и острыми краями наконечника разрежет сшивающие их ремешки, а то и пробьёт сами кольца.

С другой стороны, у этого доспеха должно было быть и немало минусов.

Во-первых, это огромное количество шовного материала, который требовался, чтобы пришить всё необходимое количество колец.

Во-вторых, нитки намокают в дождь, а в холодную погоду смерзаются и ломаются. Кожаные ремешки, отсыревая, растягивались бы, перетирались об острые края колец, а значит, этот доспехтребовалось бы постоянно чинить.

А каким образом доспех с нашитыми кольцами можно было бы очистить от ржавчины? Известно, что обычные кольчуги закладывали в бочки с песком и так катали до тех пор, пока ржавчина не сходила, после чего их смазывали маслом. Для ткани или кожи с нашитыми кольцами подобная чистка представляла бы серьезную проблему, тогда как нечищеный доспех потерял бы свою привлекательность, и скоро на его обладателя просто показывали бы пальцем.

Можно предположить, что нашивные элементы могли делать не стальными, а, например, бронзовыми. Но, избавившись от одной проблемы, обладатель такого заменителя кольчуги приобрёл бы массу других...

Так что в реальности если авентай-лы подобной конструкции и использовались, то цельные доспехи нашивной конструкции скорее всего не существовали. Если же допустить,

что отдельные их экземпляры всё-таки кто-то использовал (на свете во все времена встречалось и встречается много такого, что противоречит всякому здравому смыслу), то они должны были рассматриваться как весьма дурной и, по сравнению с обычной кольчугой, неудобный в эксплуатации вид защитной одежды, удел беднейших либо глупейших, не способных добыть себе настоящую кольчугу...

Другой разновидностью защитной одежды могла быть «стёганка» из двух слоёв кожи, устроенная так, чтобы внутри каждого квадрата помещалась кованая металлическая пластинка. Помимо прошива, каждая такая пластинка закреплена ещё и сквозной заклёпкой, что придаёт этой броне характерный внешний вид.

Судя по устройству этого доспеха, он обладал хорошими амортизирующими свойствами. Поэтому под него вряд ли было необходимо надевать что-то ещё, кроме длиннополой кот-ты и нижней рубашки из тонкого полотна. Следует отметить, что защитные свойства такого доспеха могли быть довольно высоки, но вот в ближнем бою его хозяин должен был постоянно опасаться колющего удара в хорошо заметные на нём промежутки между пластинами.

Насколько всё это было именно так, а не иначе, сегодня мы можем только гадать: если кольчуги всё-та-ки дожили до наших дней, то кожаная или тканая основа нашивных или стёганных доспехов истлела, миниатюрные «защитные элементы» (кольца, пластины) затерялись или пошли в повторную переработку...

...А вот знаменитые квадратные «вставки» на груди у всадников из Байё, в своё время вызывавшие многочисленные споры — ив самом деле, скорее всего не что иное, как гротескно увеличенные кольчужные прикрытия для лица, вроде марлевых повязок современного медперсонала. Это подтверждает и барельеф с изображением воинов из собора Нотр-Дам дю Порт в Клер-мон-Ферране.

Однако кто сегодня может доказать это наверняка? Истина всегда где-то там...

Вячеслав ШПАКОВСКИЙ

48 2007 №06 ТМ