Техника - молодёжи 2007-06, страница 60

Техника - молодёжи 2007-06, страница 60

ЗАГАДКИ ЗАБЫТЫХ ЦИВИЛИЗАЦИИ

Художники под защитой бога войны

Дарья ВАНЮКОВА

В 1970-е гг. прошлого века ленинградский египтолог Е.С. Богословский, долгие годы посвятивший изучению древнеегипетского общества, обнаружил удивительный факт: египтяне не раз недвусмысленно проговаривались в гробничных надписях, в хозяйственных и юридических документах, что рисовальщики, занимавшиеся росписями гробниц, являлись «воинами подразделений». Они надевали по праздникам одежду военного сословия, проходили военные смотры, почитали как своего покровителя бога Монту с телом человека и головой сокола — бога войны...

Огромные многокилометровые древнеегипетские некрополи, или «города мёртвых», почитались не только как место заупокойного культа. Гробница представлялась египтянину домом, богато украшенным рельефами, живописью и скульптурой. Для создания их требовалось участие большого количества мастеров, причём высокого профессионального уровня: гробницы зачастую сооружались в толще скальной породы, неоднородной по свойствам, камень крошился, с трудом поддавался выглаживанию, необходимому для нанесения рельефа или грунта под живопись. Поэтому для выполнения композиций одного художественного чутья было мало, требовалась ещё и физическая выносливость — работа была долгой, выполнялась при скудном свете факелов в тесноте и духоте.

Бригада гробничных мастеров состояла из рабочих, строителей, резчиков рельефов, живописцев и начальника работ. После того как строители высекали очертания будущей гробницы, стены и потолок тщательно выглаживались, при этом все работы выполнялись «цепочкой» — строители на лесах ещё заканчивают долбить камень, оформляя потолок в глубине гробницы, а в дело уже вступают резчики, стесывающие неровности на поверхности стен. Следом за ними движутся мастера, наносящие контуры будущих рельефов и резчики. Последними шли живописцы — они должны были расписывать уже готовые композиции. Если гробница украшалась только живописью, то на выглаженную поверхность стен наносились красной охрой контуры изображений, по которым потом работа

4

ли художники. Основные сцены выполнялись самыми сведущими в своём деле мастерами, а «мелочи», вроде тонировки одежды, тел и т.п., поручались подмастерьям. Такое разделение труда ускоряло процесс росписи, а заодно служило настоящей профессиональной школой, в которой юный живописец проходил все этапы на практике — от растирания красок до создания крупномасштабных изображений.

После завершения всех работ жрецы «освящали» изображения, проводя ритуал отверзания уст и очей, чтобы те, кто был изображен на рельефах и живописных сценах, могли существовать в ином мире.

Так строился и знаменитый некрополь в Долине царей. Со времени Нового царства (1580 — 1085 гг. до н. э.) фараоны предпочитали устраивать гробницы именно в этой скалистой местности к запа-

Работа мастерской по изготовлению ювелирных украшений и амулетов. Изображение выполнено в технике фрески минеральными красками по сухой штукатурке. Известно по прорисовкам, сделанным археологами сразу после обнаружения гробницы.

В настоящее время подлинная роспись практически утрачена. Гробница Небамона, ок. 1411 —1375 гг. до н.э.

ду от Фив. Приближённые не отставали от своих повелителей, рассчитывая и после смерти пользоваться привилегиями, которые давала близость к фараону. Так постепенно возникал гигантский город мёртвых.

Резчики по камню, скульпторы и живописцы жили прямо на территории некрополя, в особом посёлке. По подсчётам учёных, «костяк» этого поселения составляли около 120 высокопрофессиональ-