Техника - молодёжи 2007-08, страница 36

Техника - молодёжи 2007-08, страница 36

(Британская Колумбия, Канада).

В аэропорту Эбботсфорд нас встречал Рон Прайс — президент Abbotsford Airshow International Society — международной авиационной выставки, наш давний друг.

О Британской Колумбии у нас самые тёплые воспоминания. Приветливые люди, искрение радующиеся нашим успехам, стремящиеся помочь во всём, в чём была необходимость. И природа здесь, так же как и люди, очень располагает к себе: живописный край, море, солнце, морской берег изрезан множеством заливов, бухт. Острова, большие и маленькие, утопающие в зелени, разбросаны вокруг. От берега вглубь материка поднимаются зелёные холмы, постепенно переходящие в Скалистые горы.

Погода на северо-западном побережье Канады, а особенно на Аляске, очень изменчива. Когда вылетели из Эбботсфорда, был отличный день. Шли примерно вдоль побережья. На небе ни облачка. Но по мере продвижения на север, из лощин и горных ущелий начали стекать хлопья тумана, рваные облака. Затем, в одночасье, всё небо затянулось многослойной облачностью. Заканчивали полёт до аэродрома Принц Рупперт уже по приборам.

Следующий этап до Анкориджа шли тоже вне видимости земли. На этом аэродроме так много рулёжных дорожек, что не хватает алфавита для их маркировки. Они имеют пересечения даже с автомобильными дорогами — движение регулируется с помощью светофоров! Наряду с большими пассажирскими лайнерами, увидели множество лёгких самолётов. Их полёты выполнялись с нескольких ВПП, вдобавок к тому работала акватория для взлёта и посадки гидросамолётов.

на хвосте тайфуна

На российском участке маршрута нас приветливо встречали, предлагали помощь в решении повседневных задач в каждом аэропорту. Спасибо всем, кто нам помогал на этом этапе перелёта. Пройдя около 5000 км по Дальнему Востоку, мы должны были принять окончательное решение о дальнейшем маршруте. Была альтернатива — Япония или Китай.

Нас предупредили, что в Японии всё «заоблачно дорого», особенно для иностранцев, выполняющих перелёт на частном самолёте. А получить разрешение от китайских авиационных властей оказалось весьма непросто. Так и не дождавшись ответа из Китая, мы решили лететь через Японию с тремя посадками в Ниигата, Фукуока и Наха (Окинава).

Получив разрешение от гражданских авиационных властей Японии, вылетели из Южно-Сахалинска и

взяли курс к точке пересечения рос-сийско-японской границы.

Японию прошли в соответствии с планом достаточно быстро, но вынуждены были оставаться на аэродроме Наха (Окинава) перед «прыжком» на Филиппины. Участок маршрута между Японией и Филиппинами — настоящая аэродинамическая труба. Ветер на рабочих эшелонах всегда встречный, его сила меняется в пределах 30 — 110 км/ч.

Приближался тайфун. Нам было разрешено поставить самолёт в ангар, т.к. на открытой стоянке сильный ветер мог его повредить. Хотя центр тайфуна прошёл стороной, с юго-запада на северо-восток между Окинавой и Филиппинами, на аэродроме Наха, где мы в это время находились, дул очень сильный ветер, сопровождаемый ливневым дождём. Не хотелось бы в полёте попасть в такую непогоду, в этот гигантский вихрь. Через два дня тайфун ушёл в сторону Тайваня, и мы стали готовиться к дальнейшему полёту, хотя ветер всё ещё не утихал.

После взлёта, набора высоты заняли 120-й эшелон (3600 м) курсом на Филиппины, предполагая выполнить посадку в Лаоаг на севере Филиппин. Влияние прошедшего циклона всё ещё ощущалось: грозовые «засветки», болтанка и главная проблема — встречный ветер раза в полтора сильнее прогнозируемого. Путевая скорость упала настолько, что стало ясно — до Лаоага нам не дойти. Решили вернуться на аэродром вылета. До Окинавы дошли гораздо быстрее — ещё бы, с таким попутным ветром. Решение вернуться и продолжить путешествие завтра оказалось правильным. На следующий день природа была к нам более благосклонна, и мы благополучно долетели до Лаоага и затем до Манилы.

азиатская экзотика

Дальнейшее продвижение на запад проходило по южно-азиатским странам. Пять дней понадобилось для пересечения воздушного пространства Малайзии, Таиланда, Мьянма, Бангладеш, Индии, Пакистана. Две посадки в Малайзии на аэродромах Кучинг и Пенанг были разделены пролётом через воздушное пространство Сингапура. Погода стояла достаточно хорошая, чтобы увидеть Чанги — крупнейший азиатский перекрёсток, огромнейший аэропорт, похожий на большой город под одной крышей.

Перелёт от Таиланда через Бангладеш, Индию в Пакистан проходил в условиях низкой облачности и

плохой видимости. Здесь в полной мере пригодилось наше пилотажно-навигационное оборудование. Вылетев из аэропорта Районг близ Бангкока, выполнив промежуточную посадку в Читагонге (Бангладеш) для заправки топливом, остановились на ночёвку в Калькутте.

Следующий день был посвящён пересечению воздушного пространства Индии из Калькутты в Ахмедабад с посадкой в аэропорту Варанаси. А затем предстоял перелёт из Индии на Аравийский полуостров с первой посадкой в аэропорту Маскад (Оман). Технически можно было бы перелететь в Оман без промежуточной посадки, если бы не жёсткие ограничения по эшелонированию полётов над Аравийским морем. Это и заставило сделать дополнительную остановку в Карачи (Пакистан).

Пересечения Аравийскиго полуострова планировалось выполнить с тремя посадками в Маскате (Оман), в Абу-Даби (ОАЭ), Эр-Рияде (Саудовская Аравия) с последующей посадкой в Египте в аэропорту Шарм-Эль-Шейх. Пустыни Аравийского полуострова очень разнообразны. Эти, казалось бы, несовместимые слова «пустыня» и «разнообразие» здесь действительно связались воедино. Из-за напряжённой работы в полёте трудно отвлекаться на что-либо постороннее, но это фантастическое, неземное зрелище нельзя было не заметить: золотисто-жёлтые песчаные барханы соседствуют с ко-ричнево-чёрной каменистой равниной, которая переходит в черного-рье, рассекаемое красными песчаными реками долин. Раскалённый под аравийским солнцем песок, как гигантская сковорода, над которой воздух теряет прозрачность. В тени + 45°С, на солнце — около 60°С.

Летим над пустыней сквозь дрожащее знойное марево, мутная синева неба в зените плавно переходит в жёлто-коричневую нижнюю полусферу. Деталей не видно — один фон. СМ-2000, как всегда, выше всяких похвал, авиатехника работает без сбоев даже в таких экстремальных условиях.

назад, в европу!

И вот экзотика Аравийского полуострова осталась позади, а перед нами — Красное море, Египет, Средиземное море и, наконец, Европа. Наш перелёт близится к завершению, нас ждут встречи в Дьёре и в Вильнюсе.

Ещё одна кругосветка успешно закончилась, за спиной большая напряжённая работа, десятки тысяч километров пройденного пути... ОП

1 8 2007 №08 ТМ