Техника - молодёжи 2007-09, страница 54Рыцарский музей РЫЦАРИ В ЭПОЛЕТАХ Столкнувшись в ходе крестовых походов с мусульманскими всадниками, в совершенстве владевшими искусством стрельбы из лука с коня, западноевропейские рыцари ответили на это не столько изменением собственного военного искусства, сколько улучшением защитного вооружения. Так к «шлемам - таблеткам» к 1220 г., была добавлена затылочная часть, что привело к появлению полностью закрытого «большого шлема», в исторической отечественной литературе названного «горшковидным». В начале он закрывал только лишь лицо и голову, но в течение последующих 20 лет его переднюю часть опустили, чтобы она прикрывала ещё и шею. Такая форма сохранялась вплоть до 60-х гг. XIII в., когда плоскую до этого верхушку начали делать конической, что ещё больше повысило защитные качества. При этом под «большой шлем» сплошь и рядом надевали ещё и шлем сервильер, что вместе со стёганым подшлемником и кольчужным капюшоном обеспечивало беспрецедентную защиту головы. Нашлемные украшения вошли в моду в конце XII в., о чём свидетельствует изображение на одной из «Великих печатей» Ричарда Львиное Сердце, датируемой 1194 г. А чтобы не носить на голове лишней тяжести, их делали из самых лёгких по тому времени материалов: «варёной» (вываренной в льняном масле) кожи и папье-маше. Применялся также гипс, из которого нашлемные фигуры в виде зверей и птиц отливались в специальных формах, после чего их ярко раскрашивали и даже золотили. Сюрко в XIII в. сделалось особенно популярным, однако единой точки зрения, с чем всё-таки конкретно связана мода носить доспехи, прикрывая их одеждой, среди англоязычных историков нет до сих пор. Правда, именно в английском языке слова «герб» и «кольчуга» начинаются одним и тем же словом - «коат». В первом случае это «коат оф армз», дословно - «одежда для оружия», а во втором - «коат оф мэйлз» -«одежда из кольчуги». Геральдический характер термина в данном случае очевиден, однако средневековые изображения показывают нам гербовые изображения на сюрко далеко не всегда. На миниатюрах XIII в. есть немало всадников, у которых цвета и рисунок герба и сюрко не совпадают. У некоторых нет и вышитых на нём изображе ний. Известны миниатюры XIV в., где рыцари одеты в сюрко, также не связанные с их гербами,хотя в данном случае это, скорее всего, исключение. Ещё одной загадкой для исследователей стали наплечные щитки - эс-паулеры (или айлетты), нередко круглые, овальные, квадратные или ромбовидные. Одно время считалось, что это не что иное, как примитивные наплечники, на которых, кроме всего прочего, изображался герб. Однако тяжёлые стальные щитки, прикреплённые шнуровкой к сюрко, носить на плечах было бы вряд ли удобно, в связи с чем Д. Эдж и Д. Паддок, замечают, что никаких защитных функций они не имели, так как делались из пергамента, либо «варёной кожи». По мнению Д. Нико-ля ихделали из фанеры и, возможно, при этом обтягивали тканью, поэтому никаких иных функций, кроме де-коративно-опознавательных, эти «эполеты» иметь не могли! После 1250 г. щиты сильно уменьшились и где-то в течение 20 лет приобрели характерную для всего последующего столетия форму норманнского гербового щита, хотя традиция ношения щитов в виде «обратной капли», судя по печатям, сохранилась и позднее. Все щиты имели ремень - гуж, при помощи которого их можно было носить за спиной, и несколько ремней на внутренней поверхности для удержания в руках. В течение всего XIII в. внешняя поверхность щита представляет собой «соат оф армз» - т.е. не что иное, как герб щитовладельца. В то же время даже в 1284 г., если судить по дошедшим до нас миниатюрам из средневековых манускриптов, в ходу у рыцарей и пехотинцев продолжали оставаться и совершенно круглые щиты, видимо, для последних более удобные. Рыцарское копьё по сравнению с XII в. совсем не изменилось, за исключением того, что на нём перестали делать перекрестие у острия, зато длина меча возросла до 100 - 106 см. Перекрестие на рукояти стало значительно больше, так же как и вес на-вершия, из-за чего таким мечом теперь можно было сражаться и двумя руками. Фальшион, представлявший собой нечто вроде современного мачете, носили не только пехотинцы, но и рыцари, вполне оценившие его отличные рубящие возможности. Для того чтобы защитить от стрел лошадей, на них уже с конца XII в. стали надевать наголовник- чам-фрон, который, скорее всего, первоначально был из кожи и только потом из металла. Поскольку коней было принято одевать в попоны, эти наголовники обычно были не видны, однако они вполне могли находиться под тканью. Французский документ 1302 г. отмечает наличие в это время таких конских доспехов, как капаризон, который мог быть стёганым или набивным, а также металлической брони, опять-таки в виде кольчуги, имевшей подкладку и покрытие из ткани. Чам-фрон в этом случае был также кольчужным, но мог применяться и кожаный, причём нередко золочёный. Вполне возможно, что стёганые и набивные попоны самостоятельным видом защиты в то время уже не считались, а применялись в качестве подкладки под кольчужную броню. Хотя пластинчатые детали рыцарских доспехов использовали уже с 1250 г., наиболее ранняя конская броня из металлических пластин датируется 1338 г., однако каким образом они на ней располагались, неясно. Вячеслав ШПАКОВСКИЙ Подрисуночные надписи: Шлемы: 1 — нашлемное украшение и эспаулеры Генри де Бьюмаунта, графа Бучана, 1322 г.; 2 — нашлемное украшение и эспаулеры Джона де Уоренна, графа Сюррея, 1329 г.; 3 — шлем и нашлемное украшение Жоффрея Латтрела, по «Латтре-ловской псалтири» начало XIVв. Щиты: 1 — древнеегипетский щит по образу щитов у фигурок египетских копейщиков из гробницы Ме-сехти (заострённая часть почему-то обращена вверх); 2 — щит с гербом Роберта Фитцу-олтера, ок. 1300 г.; 3 — щит с гербом Ральфа Стаффорда, ок. 1350 г.; 4 — щит «Чёрного Принца» Эдуарда Плантагенета, принца Уэльского (1330 — 1376). «Чёрным Прин-цом» его называли из-за его второго щита, с которым он выступал на турнирах: чёрное поле и в нём три белых пера; 5 — шит русского воина 1380 г. Рисунки Виктора ДУНЬКО Эскизы Арона ШЕПСА 52 2007 №09 ТМ |