Техника - молодёжи 2007-10, страница 56

Техника - молодёжи 2007-10, страница 56

РЫЦАРИ

«ПЕРЕХОДНОГО ПЕРИОДА»

Если эпоху с 1000 по 1250 г. английские историки называют «веком кольчуги», то период с 1250 по 1400 г. вполне может быть назван эпохой перехода от кольчужных доспехов к пластинчатым, т.е. так называемым «белым доспехам». Дело в том, что уже в первых сражениях начала XIV в., в частности в битве при Бан-нокберне, роль лучников, вооружённых «большим луком» чуть ли не в человеческий рост длиной, оказалась настолько велика, что реальное значение кольчужной защиты сразу же стало обесцениваться.

А всё опять-таки опыт крестовых походов, в которых восточные лучники если и не поражали самих всадников, то ранили и убивали их лошадей, что в условиях Палестины и Сирии для рыцарей в тяжёлом вооружении было поистине смерти подобно!

Осознав силу лука, европейские рыцари и у себя завели отряды лучников, состоявшие из крестьян. В Англии они были созданы по указу короля Эдуарда I в 1280 г., причём указ короля точно определял, из какого дерева лук следует делать и как из него стрелять! Лучшим деревом считался тис, доставленный из Испании и Италии, а для стрел брали древесину норвежской сосны.

Обычно длина лука из испанского тиса составляла 1,82 — 1,93 м, т.е. он был даже больше роста самого стрелка! В конце XIV в. цена такого покрашенного лука достигала одного шиллинга и шести пенсов, а некрашеный стоил всего лишь один. Дальность стрельбы стрелами дли

ной 76 — 91 см достигала 365 м, причём опытные лучники использовали луки с силой натяжения 36 кг, а самые сильные — до 68 кг! Английские хроники сообщают, что наконечник стрелы, выпущенной из такого лука, мог войти в дубовую доску на глубину 5 см, что делало защиту от английского «длинного лука» делом весьма и весьма проблематичным. Обычно лучник имел в своём колчане две дюжины стрел, которые удобства ради затыкал за пояс, из-за чего в Англии родилась поговорка о том, что каждый английский стрелок носит у себя за поясом по двадцать четыре шотландца! Впрочем, даже такой лук был много хуже азиатского композитного лука, меньшего по размерам, но столь же сильного, как и английский.

Самым очевидным и достаточно дешёвым по тому времени средством защиты стали толстые кожаные пластины, крепившиеся на руках и ногах поверх кольчужных рукавов и шоссов, причём, красоты ради, их нередко украшали тиснением. С 1250 г. ламеллярные панцири вновь появляются в арсенале европейских рыцарей, и очень возможно, что одновременно с ними поверх кольчуг под сюрко начали надевать ещё и кирасы из «варёной кожи», хотя на миниатюрах их не видно. Кстати, в переводе с французского слово «кюр» означает кожа, что лишний раз указывает на материал, из которого выделыва-лись первые кирасы.

Малый шлем сервильер на рубеже 1300 г. был заменён бацинетом

трёх разновидностей: оживально-конической с опущенной задней частью; глобулярной, доходившей до ушей; и последней, занимавшей между этими двумя промежуточное положение. Как правило, ранние бацинеты имели пристёгивающуюся к ним бармицу (авентайл), которая пришнуровывалась к ним по периметру их нижней части. Основных форм шлемов было также три: «норманнский» (всё ещё использовавшийся в пехоте), «большой» и «ша-пель де фер» или «железная шляпа», устройство которого ясно из его названия.

Оригинальной особенностью ба-цинетов XIV в. стала защитная носовая пластинка, которая у отдельных шлемов была приделана к кольчужной бармице, а в поднятом виде, выполняя функции наносника, прикреплялась к шлему. Некоторые на-носники были настолько велики, что имели даже специальные отверстия для дыхания. В отдельных случаях вместо пластинки-наносника использовалась также и полоска кольчуги, которая шла вверх, закрывала нос и пристёгивалась к шлему прямо за кольца при помощи крючка. Сюрко превратилось в короткую тунику, которая называлась джупон, причём к спрятанной под ней пластинчатой броне стало модным приделывать по несколько золотых цепей, идущих к рукоятям меча, кинжала и даже к «большому шлему», который после этого многие рыцари принялись носить у себя за спиной.

Вячеслав ШПАКОВСКИЙ

Рис.1 Итальянский рыцарь 1340 г. Коллачио Бекаселли — представитель знатного итальянского рода, внешний облик которого воспроизведён по его надгробной статуе. На голове шлем — типичный бацинет без забрала и с очень короткой съёмной бармицей, причём надет он поверх кольчужного капюшона, спускающегося на плечи. «Большой шлем» имеет усиление передней острой кромки и смотровых щелей, но в целом, как он устроен, неясно, так как большую его часть закрывает шлемо-вый намёт. Очевидно, что верхняя часть шлемового намёта не только выкроена по его форме, но имеет и достаточно жёсткий подбой, благодаря чему на ней может удерживаться «крест» — нашлемное украшение в виде двух окрылённых орлиных лап. Совершенно очевидно, что это украшение имеет непосредственное отношение к гербу рыцаря, поскольку изображение

окрылённой лапы мы видим у него на груди, а также на наплечниках.

Могучий торс Колаччио Бекаселли облачён в кольчугу с длинными рукавами, поверх которой на нём надет геральдический джупон, более короткий спереди, чем сзади, с фестончатой прямоугольной нарезкой подола. На руках — кожаные краги, с пальцами и запястьями из наклёпанных на кожу металлических пластин. Плечи защищены треугольными наплечниками, что было как раз характерно для Тосканы и других районов Северной Италии, где эспаулеры практически не использовались, зато применяли вот такие щитки, спускавшиеся на рукава. Интересно, что похожие «крылышки» были обнаружены также на одном из доспехов из погребения в районе битвы при Висби на острове Готланд, случившейся 27 июля 1361 г.

54 2007 №10 ТМ