Техника - молодёжи 2007-12, страница 24

Техника - молодёжи 2007-12, страница 24

Технология творчества

Елена АРХИПЦЕВА, с.н.с. Государственного музея истории космонавтики им. К.Э. Циолковского

Так назывался первый советский научно-фантастический фильм. Главным консультантом этой кинокартины стал К.Э. Циолковский.

Первый отечественный научно-фантастический фильм вышел на экраны нашей страны более 70 лет назад. Эта уникальная кинолента, снятая в 1933 — 1935 гг., носила название «Космический рейс», и рассказывала о полёте на Луну. Как это не удивительно, её идея появилась задолго до этого. Ещё в 1920-е гг. студент Государственного института кинематографии, будущий режиссёр Василий Николаевич Журавлёв задумал сделать фильм о двух капиталистах, бежавших от коммунизма на Луну.

А в начале 1930-х гг. дирекцией фабрики «Совкино» («Мосфильм») была поставлена задача создать картину о космическом путешествии. Конкурс на лучший сценарий выиграли Филимонов и Шкловский. Режиссёром ленты сталвсё тот же В.Н. Журавлёв. Над фильмом также работали оператор Гальперин, художники Швец, Уткин, Тиунов, редактор студии Ин-денбом.

Для нас, исследователей творчества К.Э. Циолковского, «Космический рейс» знаменателен тем, что его научным консультантом был сам Константин Эдуардович.

К моменту начала съёмок перед творческой группой встал ряд сложных вопросов. Из чего и как

делать лунные ландшафты? Как кинематографическими средствами изобразить космос? А самое главное, никто реально не мог представить, как должна выглядеть космическая ракета. С этими и другими вопросами постановщики фильма отправились в Калугу.

Примечательно, что именно в то время К.Э. Циолковский был увлечён созданием научно-фантастичес-кой повести «Космические путешествия». Героями этой повести должны были стать молодые люди, для которых наука — средство служения обществу. Огромное значение в повести придавалось концепции выхода человека за пределы Земли и внедрение в космическую среду.

Учёный не только хотел заинтересовать читателей картинами будущего космического существования человечества, в этом произведении он готовился рассмотреть практически все основные вопросы, связанные с организацией и проведением работ по освоению межпланетного пространства. В целом «Космические путешествия» должны были повторить содержание повести учёного «Вне Земли». Однако здесь просматривались и новые для К.Э. Циолковского мысли: он считал, что государство должно стать главным организатором работ по созданию ракетно-космической техники, содействовать распространению научных знаний о космосе, заниматься подготовкой необходимых для этого научных, инженерно-технических специалистов и рабочих.

Повесть «Космические путешествия» так и осталась незавершённой. И причина этого не только в том, что учёный увлёкся работой над фильмом, но и то, что эта кинолента стала в некоторой степени воплощением его идей, если не в жизни, то хотя бы на экране.

Консультантом Константин Эдуардович оказался удивительно трудолюбивым и добросовестным. Прежде всего, учёный рекомендовал создателям фильма прочесть свои труды «На Луне», «Вне Земли» и «Цели звездоплавания», в которых он дал подробное описание картины космоплавания и поведения человека в межзвёздной среде, затем ответил на многочисленные вопросы съёмочной группы, прочитал сценарий, сделал к нему множество поправок и замечаний.

По воспоминаниям В.Н. Журавлёва, встречи с К.Э. Циолковским, которые состоялись в 1933 — 1934 гг., дали для работы огромный материал. Учёный собственноручно сделал около пятидесяти набросков для фильма, в том числе — около тридцати листов чертежей, написал ряд инструкций.

И, что удивительно, во время консультаций у членов съёмочной группы создавалось впечатление, будто перед ними человек, только что вернувшийся с Луны,— с такой точностью К.Э. Циолковский описывал лунные панорамы, поведение, самочувствие людей на Луне. Он предусматривал каждую мелочь, будто бы артистов и впрямь ожидал космический рейс! Его беспокоило, что на Луне существуют опасные для жизни человека излучения, и вот космолёт оснастили более прочными стёклами. В фильме первой космической путешественницей стала кошка. Константин Эдуардович пояснил: собаку жаль сильнее, да и кошка более живуча. Учёный говорил о том, что при старте ракеты, её экипаж должен находиться в особых ваннах с жидкостью. Это необходимо, по его мнению, для того чтобы космонавтов не раздавило стартовыми перегрузками. Он рассказывал о среде без тяжести так, словно сам терял

1 8 2007 №12 ТМ