Техника - молодёжи 2008-01, страница 56

Техника - молодёжи 2008-01, страница 56

ЗЕЙФОРТИФИКАЦИИ

2008 №01 ТМ

Сначала был ДЗОТ

Фортификация - это искусство делать определённую местность подходящей для оборонительных действий своих войск и непригодной для наступательных операций противника. Фортификационные сооружения разделяют на долговременные, построенные загодя, ещё в мирное время (крепости, форты, казематы), и полевые, которые строят сами войска из подручных материалов (редуты, люнеты, бастионы, огневые точки).

История фортификации насчитывает уже не одно столетие, но в современном своём виде она начала складываться в ходе Первой мировой войны, которая замышлялась стратегами скоротечной и маневренной, а оказалась затяжной. В этих условиях основой оборонительных систем пехотных частей стал пулемёт - один «максим» или «гочкис» мог сорвать наступление целой роты, а то и батальона. Поэтому противник стремился заранее уничтожить пулемётчиков ружейным, артиллерийским, а потом и миномётным огнём. Пришлось защищать их от пуль, осколков и снарядов. Так появились «блиндированные пулемётные гнезда», обложенные комьями земли, либо наполненными ею мешками. Затем их стали прикрывать дощатыми или бревенчатыми боковинами и крышами, присыпанными грунтом. Такие сооружения назвали «дерево-зе-мляными огневыми точками» (ДЗОТ).

ДЗОТЫ размещали на передовой, в тех местах где ожидалось наступление врага. ДЗОТы могли быть лёгкими, защищавшими солдат от пуль, осколков и шрапнелей, усиленными - выдерживавшими попадания снарядов калибром до 100 мм, тяжёлыми - способными противостоять действию более крупных артиллерийских боеприпасов и авиабомб весом до 50 кг, сверхтяжёлыми, которые не пробивались 155-мм снарядами и 100-кг бомбами.

При постройке ДЗОТов вырывали прямоугольное либо полукруглое углубление, обшивали стены рядами досок или бревен, засыпая в промежутки землю либо камень. Впереди устраивали напольную (смотрящую на поле боя) стенку с одной либо несколькими амбразурами с секторами обстрела по 40 - 45°, иногда с откидывающими стальными щитками и противогранатными сетками.

Крышу - накат толщиной до 60 см выполняли из брёвен диаметром около

20 см и присыпали 30-см слоем земли. Для повышения прочности делали несколько накатов.

Тяжёлый ДЗОТ, выдерживавший взрыв и ударную волну 155-мм оско-лочно-фугасных снарядов, оборудовали 8 накатами, над ними было 30 см каменной кладки, а между ними земля.

Около ДЗОТа устраивали тюфяк из камня, дерева и бетонных блоков, сзади - вход с извилистым коридором, в который не залетали пули и осколки, внутри размещали столы для пулемётов и полки для боеприпасов. Позже появились сооружения смешанной конструкции, с передней стенкой из железобетона и с деревоземляными боковинами толщиной до полуметра. Были сооружения и с полным бронированием напольной и частичным бронированием боковых стенок. В ДЗОТах устанавливали штатные пулемёты, лёгкие пушки, иногда миномёты.

После Первой мировой войны стратеги выдвинули теорию «фортификационной пыли» - которая подразумевала создание в приграничной полосе хорошо защищённых, взаимодействующих друг с другом огневых точек, из которых слагались укрепленные районы и вытянутые вдоль рубежа линии. Им предстояло задерживать армии агрессора, чтобы свои войска успели перегруппироваться и перейти в контрнаступление. В 20 - 30-е гг. такими линиями обзавелись Франция («линия Мажи-но»), Германия («линия Зигфрида»), Чехословакия («линия Бенеша»), Финляндия («линия Маннергейма»), Греция («линия Метаксаса»), Бельгия, Голландия и Польша. В СССР в те годы начали создавать укрепленные районы (УР), в том числе на западных границах. К 22 июня 1941 г. там было 14 УРов, ещё более 20 строилось. Предусматривалось, что каждый будет иметь по две полосы обороны общей глубиной до 20 км, а в них - узлы, опорные пункты с ДЗОТами и ДОТами, прикрытыми заграждениями и полевыми позициями.

Основой оборонительных линий и УРов стали произошедшие от ДЗОТов ДОТы (долговременные огневые точки), оснащённые пулемётами или пушками, а то и теми и другими. У нас они первоначально именовались «железобетонными (бетонными, кирпичными) сооружениями для ведения огня из

пулемёта (орудия)». В 1933 г. к этому определению добавили «долговременное», а через 5 лет ввели более четкую классификацию. К ДОТам отнесли железобетонные сооружения, предназначенные для ведения фронтального и (или) косоприцельного огня из пулемётов, а сооружения для стрельбы во фланг противнику стали называть капонирами и полукапонирами.

Обычно ДОТы располагались с интервалами до 500 м, чтобы расчёты видели соседей и перекрывали огнем всё поле боя. Перед ними устраивали оборонительные рвы, минные, проволочные заграждения, вкапывали противотанковые надолбы, а их самих присыпали землей для маскировки и защиты от осколков и ударной волны. В боевом отделении советских ДОТов проделывали амбразуры, внешняя ширина которых составляла 2,5 - 3 м, а высота - 0,4 м, внутренние размеры были, соответственно, 0,2 и 0,1 м. Это создавало сектор обстрела 30". Соседние ДОТы перекрывали друг друга огнём в пределах 10 - 15". От прямых попаданий амбразуры защищал опускаемый бронещиток толщиной 20 мм, а от навесного огня и авиабомб -козырёк. За амбразурой находился стол для пулемёта или станок для орудия, рядом были полки для боеприпасов.

На второстепенных направлениях до войны, но больше в ходе неё, строили импровизированные ДОТы из подручных материалов, защищающих гарнизоны от пуль и осколков, иногда амбразуры оборудовали бронещитками. Их собирали из больших камней и валунов, не скрепляя арматурой. Правда, при прямых попаданиях и от воздействия ударной волны они зачастую разваливались.

После войны советские специалисты учли опыт применения ДЗОТов и ДОТов. Об этом свидетельствует изданное в 1962 г. руководство по войсковым фортификационным сооружениям. Его составители именуют их «сооружения для ведения огня из пулемёта» и перечисляют разновидности - «с траншейным броневым закрытием ТПБ», «с остовом безврубочной конструкции» и «со специальной установкой для пулемёта».

Алексей Ардашев, инженер

54