Техника - молодёжи 2008-02, страница 5

Техника - молодёжи 2008-02, страница 5

_wv^.tm;mag_az[n1ru_

концов, разобрались. Оказалось, что Кулагину в физиологическом смысле можно назвать феноменом. Из своих ладоней она выбрасывала облачко едкого и заряженного отрицательно пота. Он попадал на предмет и заряжал его отрицательно. Сама Кулагина имела положительный заряд и поэтому притягивала его. Этим же едким потом она жгла руку.

История имела продолжение. Брежнев вызвал тогдашнего председателя комитета по науке и технике академика Марчука. Сказал, вот есть Джуна, она нас лечит, а может, калечит. Разберитесь.

Корр.: Она тоже оказалась феноменом?

Гуляев: В какой-то степени - да. Например, она чувствует разницу температур в 0,2 градуса, а обычный человек - только в два раза большую. И эта особенность позволяет Джуне диагностировать болезни. Ведь известно, что на нашем теле, в так называемых зонах Захарьина-Геда все органы имеют свои проекции. Если орган болен, то температура в соответствующей зоне меняется, что, вполне вероятно, и фиксировала Джуна. Кроме того, она меняла температуру своих рук, воздействуя на нужную точку. По сути, лечила.

В итоге мы поняли, что все эти «чудеса» - обычная физика. Ничего сверхъестественного. А вот почему они обладают такими необычными способностями -уже вопрос к биологам. Эти исследования способствовали тому, что учёные обратили внимание на поля и излучения человека, в частности электрическое, магнитное, акустическое, тепловое и т.д.

Оказалось, они могут многое рассказать о нашем здоровье. Однако «взять» эту информацию непросто, ведь интенсивность излучений крайне мала. Скажем, магнитное поле сердца в десять миллионов раз меньше, чем Земли. Чтобы зафиксировать такие величины, были созданы уникальные приборы, в основе которых очень тонкая физика. Они способны «поймать» самую раннюю стадию заболевания, по сути, первые предпосылки к нему. Скажем, предупреждать о зарождении опухоли, когда в клетках ещё не произошли структурные нарушения, а лишь начали меняться физиологические процессы. То есть наши приборы сигнализируют о грозной болезни гораздо раньше, чем УЗИ, рентген и томография.

Корр.: Но если вы не используете эти традиционные методы исследований, то что измеряют ваши приборы?

Гуляев: У организма есть много возможностей, чтобы рассказать о своем неблагополучии. Например, с помощью повышения температуры в конкретном органе или радиоизлучения, или акустических волн и т.д. Вот эти сигналы мы и регистрируем. Подчеркну, что такие исследования абсолютно безопасны для организма. Например, разработан маммограф, которым можно пользоваться хоть каждый день. Ведь он использует не рентген, а явление электропроводности. И на самой ранней стадии, когда ещё нет вообще никакой опухоли, он выявляет воспаление с точностью 96 процентов. Пока нигде в мире такой техники нет.

Корр.: Она выпускается серийно или есть только единичные образцы?

Гуляев: В серию пока пошли только маммографы. Во многом это связано, как ни странно, с отношением самих медиков. Вот, к примеру, мы ставим диагноз с помощью радиотермографа - рак. Думаете, врачи верят? Подавляющее большинство — нет. Потому что привычные для них рентген или томограф ещё «молчат». И медики возмущаются: у человека ничего нет, а вы ему хотите поставить страшный диагноз. Но поданным статистики в 80 процентов случаев воспаления, которые зафиксированы нашими приборами, через год превращаются в рак. И тут начинают бить в набат, но время уходит. Конечно, мы не ставим диагноз со 100-процентной вероятностью, но даём наводку - здесь неблагополучно. А дальше дело врачей разбираться в причине воспаления.

Корр.: Как же убедить медиков, что надо принимать меры, пока это сравнительно просто, эффективно и дёшево?

Гуляев: Путь один — работать совместно с врачами, доказывать свою правоту. Ну а если говорить в целом, то в нацпроекте «Здоровье» необходим отдельный блок «Здоровье здорового человека». Давайте считать, что выгодней: ждать, когда человек заболеет, а потом тратить огромные деньги на его лечение, или на самой ранней стадии выявлять первые сигналы недуга и вовремя принимать меры? По-моему, ответ очеви

ден. Вот куда должно быть, прежде всего, направлено внимание государства.

Золото из мусора

Корр.: Госпремия как бы подвела итог определённому этапу вашей работы. Что сейчас в портфеле?

Гуляев: Говоря высоким слогом, сейчас главное дело моей жизни - медицинская тема. И в нашем, и в других институтах РАН есть серьёзные достижения мирового уровня и даже его превосходящие, но об этом мало кто знает. Надо, чтобы такие приборы и установки стали доступны простому человеку. Об этом недавно говорил с первым вице-премьером Дмитрием Медведевым. Надеюсь, что вопрос будет решен.

Другое важнейшее направление исследований института — наноэлектро-ника. Правда, почему-то она не попала в представленный проект развития нано-технологий. Сейчас готовим специальную программу её развитию. И конечно, надо сказать о метаматериалах, вокруг которых сейчас в мире начался настоящий бум. Они обладают совершенно удивительными свойствами. Скажем, ими покрыты знаменитые самолёты-не-видимки «Стеле». Так что плащ Гарри Поттера может стать реальностью.

3