Техника - молодёжи 2008-05, страница 46

Техника - молодёжи 2008-05, страница 46

75-ЛЕТИЮ «ТМ»

2008 №05 ТМ

Старая гвардия «Техники - молодёжи»: Владимир Щербаков, Василий Захарченко, Гзрман Малиничев, Герман Смирнов

Василий Захарченко и его многолетний зам. Герман Смирнов

Василий Дмитриевич возглавлял «Технику - молодёжи» 35 лет - всесоюзный рекорд длительности пребывания на посту Главного редактора. За время его редакторства тираж журнала увеличился в 40 раз, а имя Захарченко отождествилось с названием журнала. И, тем не менее, журнал как таковой не был всем содержанием жизни своего Главного редактора!

Природа заложила в Василия Дмитриевича не только поэтические и технические способности, необходимые для выпуска романтического научно-художественного журнала. Она наградила его талантами, которых не требует собственно должность Главного редактора.

Блестящий оратор, энергичный организатор, одарённый спортсмен и тонкий дипломат Захарченко жаждал того, без чего невозможна реализация этих способностей - известности, признания, славы. Ради того, чтобы снова и снова испытать это опьяняющее его чувство - восхищение и внимание очарованной толпы - Василий Дмитриевич был готов затратить любые силы, время и средства. Жажда людского внимания и восхищения гнала его на молодёжные фестивали, в им же самим организованные автопробеги самодельных автомобилей, на трибуны форумов, к микрофонам и телекамерам. Ему нравилось очаровывать советских людей на приёмах и концертах, председа

тельствовать на международных встречах и конференциях, главенствовать за банкетным столом, вращаться среди академиков, министров, генералов, космонавтов и рекордсменов. Организация именно такого блистательного образа жизни и была главной целью всей деятельности Захарченко. Журнал же был для него, может быть, и самым важным, но всё же средством достижения этой цели.

В самом деле, должность Главного редактора открывала перед ним двери кабинета практически любого должностного лица - от управдома до министра или даже члена ЦК. Она давала ему официальную возможность обратиться лично или письменно к любой знаменитости мира - от Нобелевского лауреата до кинозвезды. Она позволяла ему организовывать экспедиции, пробеги, встречи, приёмы, поездки, командировки. Собственно журналу в созданном Василием Дмитриевичем для себя образе жизни отводилась роль своеобразной визитной карточки. Создать её нелегко, ведь это значит создать школу «Техники - молодёжи» в научной журналистике. И Захарченко справился с этой задачей с присущими ему блеском и эффективностью.

- Не успеваете редактировать на службе, - часто говаривал он, - работайте по ночам!

Именно по ночам многие из нас и проходили суровую редакторскую выучку «Техники - молодёжи». В редакции времён Захарченко корпеть над рукописями на службе считалось дурным тоном. Здесь всегда царила обманчиво легкомысленная обстановка, клубился народ, рассказывались интересные новости, демонстрировались замысловатые машины и модели, звучали шутки, раздавался смех. А настоящие невидимые миру слёзы над редактируемыми материалами лились дома до 2 - 3 часов ночи. Не все выдерживали такую жизнь, на моей памяти редакционный состав полностью поменялся раз семь, ноте, кто выдерживал, потом могли работать везде - в газете, на радио, на телевидении.

Главное, чему научила нас школа Захарченко: вопреки расхожему мнению, читатель жаждет не информации, от которой и так ломятся библиотеки и базы данных, а МЫСЛИ, удивляющей своей необычностью и новизной. Каждая публикация в журнале должна содержать именно МЫСЛЬ, выраженную ясно и убедительно.

Патриарх отечественной журналистики Василий Дмитриевич Захарченко был человеком тысячи дарований. Он -организатор прогремевшей на всю

страну телепередачи «Это вы можете», участник всех фестивалей молодёжи и студентов от первого до последнего, организатор двух десятков тысячекилометровых пробегов самодельных автомобилей, один из организаторов Всесоюзного Общества по охране памятников истории и культуры, пионер подводного плавания, горно - и воднолыжного спорта, лёгкомоторной авиации и дельтапланеризма. О его жизни можно написать роман. О его вкладе в культурную и общественную жизнь страны ещё будут написаны исследования. Но сегодня, в год 75-летия «Техники - молодёжи», мы хотим рассказать о нём, как о яркой личности, о его любимых фразах, реакциях на людей и ситуации, о смешных случаях, о способах выхода из затруднительных положений.. . То есть обо всём том, чего нет в официальных документах, хранящихся в архивах.

Я ЗАПОМНИЛ ЕГО ТАКИМ

«А вы дайте нам списочек лжеучёных»...

Много лет наблюдая за работой шефа, я пришёл к выводу, что каждый номер журнала был для него подобием живого организма, в котором роль жёсткого скелета исполнял набор постоянных рубрик, роль мягких тканей отводилась статьям, публикуемым на свободных полосах, а роль души - одному материалу, настолько сенсационному, что он не оставлял равнодушным ни одного читателя. Очень часто, рассматривая план очередного номера, шеф говорил:

- Нет сенсации, нет материала с душком.. .

И все мы знали, нужно найти что-то, бросающее вызов официальной науке. В результате пусть осторожно, с оговорками, но именно «Техника - молодёжи» касалась тогда запретных тем вроде кибернетики и генетики, снежного человека, гипноза, телепатии, НЛО, телекинеза, родов в воде и т.д. Эта тяга к неведомому и скандальному выводила из себя академический мир, который не упускал случая куснуть Василия Дмитриевича.

В начале 70-х гг. новое руководство ЦК ВЛКСМ, почему-то сразу невзлюбившее Захарченко, поручило обществу «Знание» обревизовать журнал с точки зрения научности его публикаций. На высоком совещании некий учё-ный-рецензент подсчитал, что за последние три года «Техника - молодёжи» опубликовала аж 57 лженаучных статей, и на этом основании объявил журнал рассадником лженауки и прибежищем учёных-шарлатанов.

44