Техника - молодёжи 2008-05, страница 50

Техника - молодёжи 2008-05, страница 50

УЗЕЙ ФОРТИФИКАЦИИ

2008 №05 ТМ

Огонь из-под земли

Любой ДОТ или ДЗОТ можно разрушить, дело только в мощности боепри-паса. Поэтому фортификаторы издавна стремились создать оборонительные сооружения, которые можно было бы назвать практически неуязвимыми. Таковыми считаются огневые точки, полностью укрытые в земле. Их можно поразить только точным навесным огнём из гаубиц и мортир либо бомбометанием с самолётов. Однако попасть в столь незначительную цель трудно, разве что случайно при массированной стрельбе по площадям...

Ещё в начале XIX в. командир Лейб-гвардии сапёрного батальона К.А. Шиль-дер — в будущем видный военный инженер предложил так называемую трубную систему обороны крепостей. Суть её заключалась в том, что вместо долгой прокладки сети подземных галерей для мин и контрмин Шильдер предложил от магистральной галереи прорывать короткие рукава, а в их концах устраивать ниши-казематы, от которых, по всем направлениям, просверливать скважины (трубы) небольшого диаметра с выходом на поверхность. А в них закладывать пороховые ракеты, запускаемые от гальванических батарей, чтобы они, вылетая, поражали бы живую силу, артиллерию и разрушали осадные сооружения.

19 июня 1835 г. под Красным селом, в присутствии императора Николая I, состоялась демонстрация трубной системы. В районе испытаний воспроизвели инженерную обстановку осады крепости с несколькими параллелями, подступами и сапами. В первой параллели разместили батареи пушек-«единоро-гов», во второй мортир, прикрываемых насыпями, а головные части сап — мантеленами (мантелетами) и фашинами. У обороняющихся были подземные галереи с нишами и расходящимися трубами. По сигналу из них по целям выпустили 128 ракет, содержавших от 3 до 10 кг пороха. Первые подожгли мантелены и разрушили сапу, остальные поразили артиллерийские батареи, пробили брустверы, причём ширина некоторых брешей достигала 8 м. Зрелище было весьма эффектным. Шильдер подвёл итог испытаниям с военной лаконичностью: «ничего не устоит против сверла и пороха».

В 1850 г. опыты по применению ракет против осаждающих провели французы. К тому времени эксперименты Шильде-ра настолько забыли, что даже видный

ракетчик К.И. Константинов счёл эксперименты французов открытием.

К идее подземных ДОТов вернулись в начале XX в., когда изобретатель В.Триге предложил подземный каземат для гаубиц или мортир, которые вели бы огонь через наклонные амбразуры, устроенные в горизонтальном покрытии. Осуществлению проекта помешала невозможность стрельбы таким способом прямой наводкой и опасность попадания ударной волны после выстрела в каземат, которая могла вывести из строя расчёт.

После Первой мировой войны во французской «Линии Мажино», бельгийской и других системах приграничной обороны применялись опускающиеся в землю бронебашни и на поверхности оставались лишь средства наблюдения. Однако при переходе в боевое положение поднявшаяся башня превращалась в хорошо заметную цель. Оригинальными были миномётные ДОТы, у которых над землей ничего не было, поскольку мины вылетали из наклонных шахт. Кстати, ещё в Первую мировую войну придумали подобные укрытия для бомбомётов.

В 30 - 40-х гг. бельгийцы построили на границе с Германией так называемые малые артиллерийские группы со скрывающимися в грунте башнями, оснащёнными спаренными орудиями калибром 75 мм, противотанковыми пушками и бронеколпаками со станковыми пулемётами.

В укреплениях «линии Мажино» стволы миномётов помещали в амбразуры с наклоном в 45°, дальность стрельбы регулировалась переменными метательными зарядами. А миномётный бронеколпак устанавливался на заглубленном железобетонном основании и на поверхности оставалась лишь шаровая бронезаслонка казнозаряд-ного 60-мм миномёта, установленного на вращающемся станке. Кроме того, французы применяли вращающиеся бронеколпаки для спаренных миномётов калибром 81 мм. Мины к ним подавались из артпогребов по элеватору. Толщина стен и покрытий составляла 3,5 м, брони — 300 мм. Такие ДОТы защищали ближние подступы к фортам и укреплённым группам.

На «линии Мажино» были и укрытия для 81-мм мортир образца 1932 г. с фиксированными углами возвышения стволов, чтобы уменьшить размеры амбразур.

Во Вторую мировую войну немцы устанавливали на «линии Зигфрида» бронеукрытия для 50-мм миномётов, спаренных с пулемётами.

В 1946 г. коллектив конструкторов во главе с В.К. Филипповым приступил к разработке 82-мм казематного, автоматического, гладкоствольного миномёта КАМ с водяной системой охлаждения. За счёт энергии отдачи открывался затвор, мина подавалась на линию заряжания и досылалась, подвижные части смещались вперёд и воспламенялся вышибной заряд. После выстрела отдача сжимала возвратные пружины, а избыточная энергия поглощалась амортизатором.

В 1970 г. на основе КАМ создали буксируемый автоматический миномёт 259М «Василёк» с утолщёнными стенками ствола и ребристой поверхностью для воздушного охлаждения. Из него вели огонь как по навесной (по минометному), так и по настильной (по орудийному) траекториям. В приёмник боеприпасов справа вставлялась кассета с четырьмя минами. В боекомплект входили стандартные 82-мм мины, для поражения бронированных целей служили кумулятивные. Обычный осколочный выстрел ЗВ01 состоял из шестипёрой мины 0-832ДУ из стапистого чугуна и метательных зарядов. При разрыве она давала 400 - 600 осколков весом около грамма, разлетавшихся в радиусе 18 м. 0-832ДУ обладала начальной скоростью 272 м/с, дальность стрельбы составляла 800 - 4270 м.

В период после Второй мировой войны подобные системы создавались и за границей. В частности, в 1960 - 1970 гг. в Швейцарии появился спаренный казематный миномёт калибром 120 мм, устанавливаемый в подземном железобетонном каземате.

Снаружи он не отличался от обычного валуна, который перед стрельбой сдвигался в сторону, открывая дульные части двух полуавтоматических миномётов.

В иностранной печати сообщалось о том, что швейцарцы располагают ещё и аналогичным пневматическим миномётом, действующим от сжатого воздуха. Поэтому огневую позицию невозможно обнаружить средствами звукометрической разведки и визуально, по вспышкам пламени и клубам порохового дыма. Считается, что сотня таких «пневматиков» размещена на границах этой страны.

Алексей Ардашев, инженер

48