Техника - молодёжи 2008-05, страница 53

Техника - молодёжи 2008-05, страница 53

_wv^.tm;mag_az[n1ru__

ние соединениями ртути как нельзя лучше подходит к клинической картине недуга Моцарта.

Но, пожалуй, самую таинственную роль в гибели композитора сыграл незнакомец в чёрном. Почему, заказывая реквием, он пожелал остаться неизвестным, почему его визиты так сказывались на настроении Моцарта? Уже после смерти музыканта имя таинственного заказчика стало известно. Им оказался посланник графа Вапьзегга. Как утверждают биографы Моцарта, этот вельможа нередко анонимно заказывал у знаменитых композиторов сонаты, концерты, симфонии, а потом выдавал их за свои сочинения. Считается, что анонимность исключала возможность разоблачения плагиатора. Это соображение лишено всякого смысла! Всё должно было происходить как раз наоборот. Как только Вальзегга подписывал чужие произведения своим именем, их настоящим авторам тут же должно было становиться ясно, кто был и таинственным заказчиком, и плагиатором. Значительно проще было за хорошие деньги просто взять и договориться с тем, у кого заказываешь музыку, о получении её, так сказать, вместе с авторскими правами. Похоже, Вальзегга обычно так и делал, но не в случае с Моцартом. Не менее странно и то, что граф, переживший композитора более чем на двадцать лет и будучи человеком крепкого здоровья, заказал у того именно реквием, да ещё и торопил с его написанием! А, может, прав был Моцарт, когда утверждал, что незнакомец заказал это произведение на смерть самого композитора?

Версию о насильственности своей смерти высказывал и сам Вольфганг Амадей. Вскоре после заказа у него реквиема, но ещё до своей болезни во время прогулки в венском парке Пра-тер он заявил своей жене Констанце, что скоро умрёт и, что его отравил Сальери. Это же обвинение он повторил за несколько часов до кончины дежурившей у его постели актрисе Софии Хайбль. Видимо, слова самого композитора и стали основой легенды об отравлении его завистливым конкурентом.

Легко заметить: многие обстоятельства смерти Моцарта никак не укладываются в официальную версию, и даже более того — не оставляют от неё камня на камне. Однако очевидная насиль-ственность его ухода из жизни ставит новые вопросы. Кто убил композитора? За что? Неужели действительно Сальери? А если нет, то почему виновником своей смерти музыкант называл именно его?

Назад дороги нет!

Прежде всего, надо сказать, что версию об отравлении Моцарта завистливым Сальери придётся отбросить. У него просто не было причин убивать Вольфганга. Вопреки расхожему мнению, при жизни Моцарта его слава была более чем скромной и не идёт ни в какое сравнение с той, что пришла к нему уже после смерти. Конечно, в музыкальных кругах таланту зальцбуржца отдавали должное, но публика многие его произведения, сегодня считающиеся шедеврами, встречала весьма прохладно. Так что для Сальери, увенчанного славой придворного композитора австрийского двора, Моцарт был величиной, близкой к нулю. Он никак не мог завидовать Вольфгангу. Всё было наоборот: страдающий от вечного недостатка денег Моцарт завидовал, чего не скрывал от знакомых, богатенькому, удачливому, хоть и менее талантливому Сальери. Видимо, слова композитора о том, что его отравил Сальери, надо понимать в иносказательном смысле, а именно: к безвременной смерти Моцарта привело стремление добиться такого же успеха, как Сальери, успешная карьера которого отравила жизнь Вольфганга. И это действительно так!

Главной проблемой в жизни Моцарта было хроническое безденежье. Помимо невысоких заработков композитора, оно усугублялось и тем, что его жена совершенно не в состоянии была экономно вести хозяйство. Для музыканта в то время, когда авторского права практически ещё не существовало, жить от сборов с концертов и спектаклей было нереально. Выход мог быть только один: найти богатого покровителя. Лучшими с этой точки зрения меценатами считались, конечно, венценосные особы. С ранней юности Моцарт мечтал стать придворным музыкантом при одном из королевских дворов Европы. Он настойчиво двигался к своей цели, но, как говорится: человек предполагает, а судьба располагает! От его услуг в разные годы отказались французский, английский и прусский дворы.

К тридцати годам единственное, чего ему удалось добиться, стала малоденежная должность придворного органиста в родном Зальцбурге, которую он занимал несколько лет. Не о такой карьере мечтал Вольфганг. Он решил покорить Вену, и, как ему казалось, нашёл для этого

верное средство. В 1784 г. он вступил в масонскую ложу «Коронованная надежда».

Главная задача тайной масонской организации заключалась в том, чтобы управлять миром, оставаясь в тени. Для этих целей масоны активно проталкивали членов своей организации на руководящие должности во всех европейских государствах. Старались они влиять и на умонастроения в обществе, для чего охотно привлекали в свои ряды музыкантов, писателей, учёных, делая потом из них кумиров публики. Главной задачей адептов становилась пропаганда идей масонства. Вот в эту-то когорту и решил попасть Моцарт. Он рассчитывал при помощи тайной организации добиться славы и должности при венском дворе.

Поначалу всё складывалось как нельзя лучше. По-видимому, в короткий срок композитору удалось добиться в своей ложе достаточно высокой степени посвящения. Об этом, в частности, свидетельствует тот факт, что в среде

Вольфганг Амадей Моцарт. 1789 г. Считается, что это изображение композитора наиболее точно отображает его реальный облик

Сертификат, удостоверяющий членство Моцарта в масонской ложе

51