Техника - молодёжи 2008-05, страница 55_wv^.tm;mag_az[n1ru__ дежда» Шиканедера, а либретто к ней писал масон Иоганн Георг Мецлер, известный под псевдонимом Гизеке. Наблюдать и руководить созданием этой музыкальной библии масонства поставили Игнаца фон Борна, магистра ложи Истинной гармонии. Моцарту либретто не понравилось, оно, по его мнению, делало музыку лишь фоном к словам. Однако композитору напомнили, что он пишет, по сути, не оперу, а масонский обряд. Пришлось музыканту согласиться с второстепенной ролю музыки. Кстати, её второстепенность отчётливо видна в «Волшебной флейте», которую назвать классической оперой нельзя. Это своего рода музыкальное представление, близкое по форме к мюзиклу. По содержанию «Волшебная флейта» представляет собой череду испытаний, через которые проходят герои Тамино и Папагено. В этой череде легко угадываются те испытания, которые ждут любого брата-масона в его орденской жизни. Главная же мысль оперы: силы зла вопреки своему желанию творят добро. И она созвучна утверждению масонов, что для достижения добрых целей вполне допустимо использовать недостойные средства. До сего дня почти в любой масонской ложе при исполнении всех известных обрядов используются соответствующие куски из «Волшебной флейты», причём не только музыка, но и слова, в которых изменены лишь имена героев. Работа над «Волшебной флейтой» шла у Моцарта весело и быстро. Ещё бы, ведь по её завершении он рассчитывал обрести свободу. Не тут-то было! Когда опера была готова и начались её репетиции в театре Шиканедера, к композитору и явился в первый раз чёрный человек. Но он был не только и не столько посланником графа Вальзегга, масона весьма высоких градусов, сколько судьёй ложи, недаром одеянием он напоминал судейского. В первый свой визит он заказал реквием. Видимо, Моцарт тогда не понял, кто перед ним. Но на последующих встречах незнакомец огласил композитору приговор и привёл его в исполнение, либо заставив того самого принять яд, либо отравив его. Действительно, Моцарт знал, что пишет реквием для себя и что у него мало времени, поскольку яд уже начал действовать. Вся эта история с посланником ложи как нельзя лучше укладывается в мистический масонский ритуал. Да и реквием тоже. Если внимательно изучить его, то видно: он не соответствует масонскому похоронному обряду, а представляет собой музыку с отчётливой католической литургикой, именно таким его и заказал незнакомец. Иными словами, масоны заказом реквиема и его формой давали композитору понять: за предательство он должен умереть. Но его просьбу о выходе из тайной организации удовлетворили, он умрёт не как масон, а как обычный человек католического вероисповедания. В пользу такого хода событий свидетельствует то, что похороны музыканта прошли по католическому обряду, погребён он был без масонских атрибутов и из-за отсутствия средств — в общей могиле. Будь он масоном, его похоронили бы пышно на деньги ложи. После смерти Моцарта его ученик Зю-смайер по черновикам учителя дописал реквием. От графа Вальзегга за ним пришёл совсем другой человек в обычной, а не судейской одежде. Мало того, Вальзегга никогда и не попытался выдать реквием за своё произведение. Он имел огромный успех как сочинение Вольфганга Амадея Моцарта. Когда жена композитора, не присутствовавшая на похоронах мужа, решила установить на его могиле скромный крест, единственным, кто сумел ука 1 //Ж зать хотя бы приблизительное её расположение, оказался пресловутый Сальери. Он узнал это место от могильщиков во время визита на кладбище задолго до того, как туда наведалась жена покойного. Версия о масонском следе в смерти великого Моцарта объясняет многочисленные нестыковки, более двухсот лет сопровождающие историю кончины композитора. К сожалению, сегодня можно говорить только о степени её достоверности. Подтвердить или опровергнуть её едва ли удастся: масонство не раскрывает своих тайн. Ш Константин Смирнов Время читать! 24 - 27 апреля 2008 года Выставка-ярмарка «III Санкт-Петербургский международный книжный салон» Санкт-Петербург «Ленэкспо», павильон No 7 (812) 449 8873 www.bookunion.spb.ru 53 |