Техника - молодёжи 2008-07, страница 57

Техника - молодёжи 2008-07, страница 57

www. tm-magazin. ru

ные скульптуры были поставлены не только в честь богов, но и знаменитых врачей. На каменных стелах были начертаны их имена и описаны истории чудесных исцелений, произошедших благодаря их искусству.

Старательные греки оставили множество письменных свидетельств о том, как проходило лечение. Это был не банальный приём таблеток, а сложный, многоступенчатый ритуал. Лечение как таковое было принято начинать поздним вечером с молитвы богам и, прежде всего, Асклепию, с жертвоприношениями и курением ароматов. Затем следовали очистительные процедуры и психотерапевтические сеансы, иногда с элементами гипноза, настраивающие больного на выздоровление, для чего больного укладывали в галереях храма на шкуре принесённого в жертву дикого кабана. Целительный сон или так называемая аккубация была центральным моментом лечения. Больные знали, что во сне их непременно посетит Асклепий, который будет говорить с ними, расспрашивать о болезни и давать советы по её лечению. Наутро требовалось подробно рассказать жрецам об этой беседе, чтобы они могли начать практическое лечение.

Существует несколько точек зрения на то, что же реально представляла собой аккубация. Некоторые историки, опираясь на заключения психиатров, считают, что соответствующим образом подготовленные люди на самом деле могли видеть «запрограммированный» сон. Вера в Асклепия была непоколебимой, обстановка и продуманные ритуалы действовали очень эффективно. По мнению других учёных, сохранившаяся информация об участии Асклепия в снах больных может свидетельствовать о применении шарлатанских приёмов, например жрецы использовали опиум или его производные, а потом переодетыми появлялись перед больными под видом самого бога врачевания. Но несомненным остаётся тот факт, что в документах

Ок. 560

Взвешивание сильфия. Корни оильфия славились как лекарство, подобное женьшеню. Его очень ценили и даже чеканили монеты с его изображением. Препараты на основе сильфия были так популярны древности и античное время, что он, в конце концов, оказался первым растением, уже к I в. н.э. (а по некоторым сведениям и раньше), исчезнувшим с лица Земли по вине человека, г. до н.э. Национальная библиотека, Париж

У входа в ессентукскую грязелечебницу, построенную по проекту академика архитектуры Шреттера в 1912— 1915 гг. в виде древнегреческих терм, возвышаются две скульптуры: древнегреческого бога врачевания Асклепия и его помощницы — богини Гигиеи. Кроме того, вход в грязелечебницу в разных сторон охраняют четыре льва, каждый из которых лапой убивает змею, приносящую болезни.

лечения был таков — больной в поисках выхода бродил по лабиринту и вдруг неожиданно натыкался на клубок ядовитых змей. В ужасе он бросался бежать, снова и снова натыкаясь на тупики и змей. Статистических данных о количестве выздоровлений история не сохранила, поэтому мы не можем с уверенностью сказать, насколько эффективным был терапевтический эффект подобного лечения. Точно только одно: шок больной, несомненно, получал. Змеи часто использовались в медицине и в других качествах. Известны лекарства с использованием змеиной чешуи и мяса. Живую неядовитую змею укладывали, чтобы унять жар на голову или больную конечность больного. А история применения змеиного яда корнями уходит в далёкое прошлое. Ещё древние шумеры в своих рецептах 5000-летней давности описывали правильное использование частей тела змеи. Не случайно и Асклепий иногда ассоциировался со змеёй, которая стала эмблемой всей медицины. Кстати, со змеёй изображался не только сам великий врач, но и его дочери, помогавшие Асклепию лечить больных. У Асклепия было три дочери — Ги-гиея, Панакея — «всецелительница» и Иассо. Гигиея отличалась особой любовью к чистоте, которая, как известно, помогает предупреждать многие болезни. От её имени произошёл знакомый всем термин «гигиена», как отрасль превентивной медицины. Вторая дочь, Панакея, ведала лекарственной терапией, и в её честь «панацеей» мы называем некое универсальное лекарство, которое позволяет исцелить любую болезнь, а Иассо символизировала лечение. И как бы ни изменялась медицина, как бы ни совершенствовались методы лечения, главная мысль клятвы Гиппократа, обращённой к великому целителю, та же, как и во время Асклепия: «В какой бы дом я не вошёл, я войду туда для пользы больного...». Ш

Ирина Винокурова

античного периода сохранилось огромное количество свидетельств о выздоровлении. В руинах асклепионов находят дары, которые преподносились выздоровевшими людьми, — изготовленные из мрамора, серебра и золота исцелённые органы. Найдены руки, ноги, головы, глаза, уши... Благодаря этим свидетельствам, мы можем сегодня знать, какие отрасли медицины были развиты в Древней Греции.

Прежде всего, огромное внимание уделялось здоровому образу жизни, оздоровительной, общеукрепляющей медицине, массажам и водным процедурам. Древние греки использовали большой арсенал средств «практической» медицины. Найденные археологами в раскопках асклепионов хирургические инструменты — ножи, иглы, пинцеты, зонды и т.п., выглядят, к слову, так же, как и современные. При лечении душевных расстройств применялась шоковая терапия. В древних лечебницах строились специальные лабиринты, в которые помещали людей с расстройствами психики. Метод

Созвездие Змееносец. Согласно одной из легенд, бог врачевания Асклепий изгонял недуги у людей малыми дозами змеиного яда. Вот почему до сих пор изображение змеи является символом искусства врачевания — медицины.

Рисунок польского астронома Яна Гзвелия из атласа «Описание всего звёздного неба, или Уранография», вышедшего в 1692 г.

55