Техника - молодёжи 2008-07, страница 55. _www.tm-mag_azKru __ Q войдешь, располагается старый алтарь, языческии (некоторые говорят, что он предназначался для жертвоприношения быков Митре, но этому нет доказательств), в центре стоит христианский алтарь III в., а справа - статуя Сары». Место это стало цыганской Меккой, куда ежегодно 25 мая совершают паломничество тысячи цыган. При этом ритуал поклонения соответствует тому, который совершался в древности в культах богини Иштар: собираясь в огромную процессию, паломники вместе относят статую Чёрной Сары к морю и символически погружают её в воду. Если вспомнить, что именно с именем этой богини связано сохранение сокровенных знаний, передававшееся посвящённым в ходе мистерий, становится понятным, почему магией у цыган занимаются именно женщины. Это связывалось и связывается с цыганскими верованиями, а вовсе не с разделением труда в таборе, как обычно воспринимается сейчас. Буквально цыганское слово для обозначения ведьмы - «шу-вихани» или «шувани» и означает: «ведающая сокровенным знанием». И хотя те, кто обладает сверхъестественными способностями, частично унаследованными и частично приобретёнными, встречаются и среди мужчин («шувано»), истинными хранительницами древних оккультных знаний являются женщины, за которыми признавалось право использовать их как на благо, так и во зло. Кстати, подобное отношение к сокровенному знанию - единственное, ничего подобного в истории не известно, ведь на протяжении тысячелетий оно передавалось посвящённым только с одним условием: под страхом смерти никогда не использовать его во зло человеку и человечеству. Шувани же могли исцелить, благословить, а могли и наложить проклятье или наслать болезни. Особенно часто цыганские заклятия не соответствуют правилу «не навреди», когда речь идёт о любовной магии. Но шувани могла стать далеко не каждая цыганка. В древности, у цыган, вероятно, существовал некий ритуал инициации, и женщина, прежде чем стать шувани племени, должна была пройти через испытания, однако со временем всё упростилось. Сейчас достаточно обучения у старой опытной шувани, которое начинается обычно с 6-7 лет. В «курс» входит, прежде всего, целительство: запоминание лечебных свойств растений, приготовление из них мазей, снадобий и порошков, исцеление с помощью накладывания рук, заклятий и заговоров. Важный момент: научиться подчинять себе свободную волю другого человека. А то, что цыганки это умеют, мы все хоть раз в жизни убеждались если не на собственном опыте, так на примере других. Иногда на то, что девочка станет ведьмой, указывает ка-кой-нибудь знак на теле, например родимое пятно. А если оно хоть сколько-нибудь напоминает подкову, такой младенец с первых дней жизни окажется на особом положении в таборе, а его мать будет окружена почётом. Ничто не приносит цыганам столь верную удачу и не является столь сильным оберегом, как подкова. В одной старинной цыганской сказке рассказывается, что когда однажды вечером цыган ехал на своём любимом коне, он встретил на мосту четырёх демонов - Несчастье, Неудачу, Болезнь и Смерть, бросившихся его преследовать. Первой догнала Неудача. Но тут конь цыгана потерял подкову. Она отскочила и попала Неудаче в лоб. Демон слетел с коня и упал замертво. Цыган ос > # тановился, подобрал подкову и, вернувшись в табор, прибил её над входом своей повозки -вардо. На следующий день Несчастье, Болезнь и Смерть пришли за ним, но, увидев подкову, убившую Неудачу, поспешили убежать. Вешать подкову с тех пор завелось концами вверх, чтобы из неё не «выливалась» удача. А удачливость при цыганской жизни была едва ли не самым главным, поэтому, кроме обере-га-подковы, удачу должны были приносить заговоры и заклинания шувани. - Как известно, цыгане никогда не предсказывают будущее друг другу. (Когда я спросила у одной цыганки, почему так, она ответила, что в этом нет нужды, такими способностями обладают все ромы.) Но в других случаях без совета с шувани не обходятся. Лишь она точно знает магические ритуалы, когда можно произносить то или иное заклинание, каждое из которых следовало выполнять в строго определённое время дня или ночи. Шувани «крестили» младенцев. «Цыганское крещение» состоит в том, что новорождённого окропляют солёной водой или окуривают ладаном и дают имя. Иногда, как это принято у скандинавских цыган, у входа в шалаш, где родился ребёнок, разжигают большой костёр, дым которого отгоняет злых духов. Интересно, что, гадая или совершая обряд заклинания, цыгане, кроме ножей, практически никогда не используют вещи фабричного производства. По их мнению, они гораздо менее подвержены действию природных сил, за по-_, мощью к которым и обращается шувани. Когда цыганскую магию пытались вытравить вместе с её носителем - странным бродячим народом, использовался и такой способ «перекладывания с больной головы на здоровую»: из Англии цыган высылали в Австралию, из Франции - в Луизиану, из Испании - в Бразилию. Получилось как всегда: политика депортации только способствовала распространению цыган, хотя численность их гораздо меньше, чем можно было ожидать: по разным оценкам цыган в мире всего от 2,5 до 8 млн. В самой же Европе к XVIII в. к ним стали относиться терпимее, более того, вольный дух бродяжьей жизни, яркие повозки, пёстрая одежда, завораживающее звучание цыганских голосов, чувственные танцы и прочая цыганская романтика начали входить в моду. Древние языческие верования, словно генетический код, проступают сквозь христианский слой во все прошедшие две тысячи лет. Почему это сохраняется в глубине человеческого подсознания? С какой высшей целью? Ш Татьяна Соловьёва Фото Владимира Супруненко ь 53 |