Техника - молодёжи 2008-07, страница 54ДГДДКН ЗДБЫтых цивилиздцни 2008 №07 тм хорошем знании психологии. Рассказ об одной из подобных хитростей в книге «Цыгане: странники мира», изданной в 1970 г., записан со слов цыгана Клиффа Ли: «Я часто ходил в церковь, но только на крещения. Священники при крещении давали младенцу монетки. Я помню, в детстве мы восемь раз за одно воскресенье посетили церковь и каждый раз крестили одного и того же младенца. В каждой церкви давали другое имя, а младенца взяли взаймы». Понятно, что такие трюки долго с рук сходить не могли, помимо прочего сказываясь и на цыганском характере. Такие черты, как скрытность, деление всего мира на своих и чужих или «гаже», и ранее присущие цыганам, укрепились ещё больше. Они словно затеяли с гажё странную игру, главным козырем в которой была цыганская магия, вызывавшая неизменное изумление. Но к изумлению примешивался и страх. Так уж вышло, что в Европу кочевники прибыли как раз в ту пору, когда её охватила охота на ведьм, которых боялись так же сильно, как и инквизиторов, боровшихся с ведовством. Так что игра была рискованной и легко могла привести на костёр, что и случалось. В цыганах видели ведьм и колдунов, обвиняя в том, что они вступили в сделку с дьяволом и обладают дурным глазом. А как легко это было подтвердить! Образ жизни и верования цыган во многом совпадали со всеобщим представлением о ведьмах и колдунах. Считалось, что ведьмовские шабаши проводятся в лесах или на перекрёстках дорог, т.е. как раз там, где останавливались цыганские таборы, чьи костры любому прохожему могли показаться костром, разведённым для шабаша. Цыгане и сами из желания добыть денег, еды или одежды более других способствовали распространению такого мнения. Цыганки, как настоящие ведьмы, знали значение трав, умели готовить из них разные настои и продавали их местным как волшебные зелья. Цыгане придумали и поговорку: «Ки шан и Романы, адой сан и човхани», что значит: «Куда идут цыгане-там есть и ведьмы». Но верили ли они сами в колдовские чары или пользовались ими для того, чтобы обманывать? И верят ли сейчас? И то, и другое. Убеждение, что тот не цыган, кто гажё не одурачит, можно сказать, в одинаковой пропорции смешано с ощущением собственной зависимости от добрых и злых начал на земле, от природы и погоды, которая куда сильнее, чем у тех, кто живёт под крышей, а не ночует, где застанет ночь. Приметы, запреты, предсказания - слишком важная часть жизни кочевого народа. Живя в такой близости к природе, нельзя не верить в духов земли, воды, воздуха, лесов и полей, которые могут быть мстительными, вредными или, по крайней мере, не дружелюбными. Не вступив с ними в контакт, не подружившись, цыгану невозможно выжить - духи стихий, управляющих жизнью, могут и помочь человеку и, наоборот, навредить. Духи земли, согласно цыганским поверьям, благородны и дружелюбны. Духи воды могут быть вести себя и по-доброму, и со злом, поведение духов воздуха зависит от их настроения, поэтому они часто сбивают людей с пути. В славянских странах к духам прибавились оборотни и волкодлаки. Немецкие цыгане верят в перевоплощение: они считают, что душа трижды возвращается на землю и вселяется в разные тела, причём между воплощениями проходит пятьсот лет. Сербские цыгане надеются, что после смерти будет такая же жизнь, только уже бесконечная. Молодые цыганки боятся, что нечаянно полюбят вампира. Верили цыгане также в привидения и русалок, которые, по их представлениям, управляют погодой и могут вызывать дождь. Если их оскорбить, они могут отомстить, а если с ними подружиться - принесут удачу, поэтому цыгане оставляли для них под деревьями возле реки или у колодца небольшие подношения - что-нибудь из еды или монетки. И при этом не верили ни в Бога, ни в дьявола. К дьяволу они вообще весьма равнодушны, считая его просто ещё одной отрицательной силой. Но и Бога Творцом мира не признавали. По цыганским предста-_ влениям, мир существовал всегда, как общая мать. У румынских цыган, например, Земля так и называется - «Дэ Девелески», что значит «Божественная мать». А Бог -«Дуввель» или «Дэл» ассоциировался с солнцем, луной, небом, тучами и звёздами. Такое отношение вполне согласовывалось с язычеством цыган, за многие века странствий вобравшем в себя множество самых разных учений и верований. Поэтому цыгане одинаково искренне поклоняются Солнцу, главному египетскому божеству, лунному богу Месопотамии, Великой богине Иштар или индийскому богу Ганеше с головой слона. Среди индийских цыган распространён культ Шивы и почитание как лингама (мужского полового органа), так и йони (женского полового органа). Югославские цыгане даже упоминают «кар», как называется мужской детородный орган, в своих молитвах. Многие ритуалы и церемонии древнего цыганского язычества сохранились до наших дней. Поразительно, но именно у цыган, у которых более чем у любого другого народа распространён «мужской шовинизм», стойко держатся культы великой богини Иштар, других женских языческих божеств, к которым прибавились православная Богородица, католическая Дева Мария, некоторые женские святые. Наиболее невероятное сплетение язычества и христианства представляет собой поклонение главной цыганской «святой» Саре Кали - Чёрной Саре. Согласно легенде, Сара была цыганкой из табора, остановившегося у реки. Однажды ей было видение о прибытии праведников, присутствовавших при смерти Христа, которым она должна была помочь. На следующий день Сара пришла на берег моря и увидела подплывающую лодку. Море было неспокойным, лодку то и дело накрывали волны, угрожая пустить её ко дну. Тогда Сара сделала из своего платья плот, подплыла к лодке и привела её на берег. Среди спасённых была Мария Магдалена. В устье реки Роны, где всё произошло, позже построили церковь, заходить в которую могли только цыгане. Сейчас запрет снят. По описанию современного французского историка Жана Поля Клебера, побывавшего там, в помещении церкви «слева, как 52 |