Техника - молодёжи 2008-07, страница 51

Техника - молодёжи 2008-07, страница 51

_www.trrvmagazinTU _

ИСТОКИ СОВРЕМЕННОГО ДИЗАИНА I

В основе всех мировых школ дизайна лежат образовательные концепции, так или иначе восходящие к опыту ВХУТЕМАСа и БАУХАУЗа — российской и немецкой школ. Высшая школа строительства и художественного конструирования БАУХАУЗ (нем. das Bauhaus — «дом строительства») — художественное учебное заведение и объединение (1919-1933), давшее много замечательных идей и выдающихся деятелей. Руководители (В. Гропиус, Г. Майер, Л. Мис ван дер Роэ) разрабатывали эстетику функционализма, принципы современного формообразования в архитектуре и дизайне, формирования материально-бытовой среды под девизом: «Новое единство искусства и технологии». В 1933 г. БАУХАУЗ был закрыт нацистами как рассадник демократических идей. Многие преподаватели и студенты эмигрировали в США. Влияние идей БАУХАУЗа наиболее заметно в функциональной архитектуре современных офисов, фабрик и др.

Отечественный дизайн ВХУТЕМАСа (Высшие художественно-технические мастерские (1920— 1930), директор А. Родченко) формировался на стыке производства и агитационно-массового искусства. Немаловажную роль в становлении конструктивизма сыграл и театр. ВХУТЕМАС включал несколько факультетов. Здесь преподавали выдающиеся художники и ученые. Дизайн решал практические задачи разработки бытового оборудования и обстановки для жилищ и общественных интерьеров. Оригинальные творческие концепции (А. Родченко, Л. Лисицкий, В. Татлин) и изобретательство дали особый импульс развитию конструктивизма. В 1926-1927 гг. руководство обвинили в формализме, и ВХУТЕМАС был реорганизован во ВХУТЕИН (Высший государственный художественно-технический институт). В 1930 г. он был закрыт. Вместо него были созданы Московский архитектурный институт и Московский художественный институт (которому позднее было присвоено имя В.И. Сурикова). Множество открытий и проектов того времени: новые принципы организации выставочных и бытовых интерьеров, типовой мебели, архитектурных ансамблей и небоскрёбов были реализованы значительно позже.

третьи «караулили», когда, наконец, из крана польётся вода, чтобы запасти её для всего этажа или квартала на случай более чем вероятных дальнейших отключений... Так возникла идея дома-коммуны, многочисленные жильцы которого всемерно помогали бы друг другу в предельно аскетичном быту.

В 1925 г. Московским Советом был объявлен конкурс проектов «Коммунального дома». Архитекторы Г. Воль-фензон, С. Айзикович и Е. Волков предложили «гибридное жилое здание»: четыре пятиэтажные корпуса с традиционными трёхкомнатными квартирами, каждая из которых сохраняла собственные кухню, санузел и кладовку, соединял между собой шестиэтажный «блок нового быта»: 230 «жилых ячеек» минимальной площади располагались вдоль длинных коридоров, приводивших в общие столовую, клуб, ясли-сад для детей.

Куда радикальнее был «студенческий дом-коммуна» И. Николаева: сосредоточенные в восьмиэтажном корпусе «спальные кабины» вмещали всего по две кровати с двумя табуретами. Разбуженные централизованным радиосигналом жильцы должны были тотчас переходить через общий «санблок» с душевыми и раздевалками в «дневную группу» и проводить там время до опять-таки централизованного отбоя, пользуясь услугами столовой, читального и спортивного залов! Чуть менее аскетичное здание -с сохранением в каждой квартире хотя бы миниатюрных кухни и санузла, но ориентацией опять-таки на общие столовую и ясли-сад круглосуточного пребывания детей - спроектировали

для тогдашнего Наркомата Финансов М. Гинзбург и И. Милинис.

Увы, молодой Республике Советов оказалось не под силу даже сколько-ни-будь эффективное содержание общепита и детских учреждений в малочисленных домах-коммунах. А на государственном уровне ставилась задача всестороннего развития личности каждого гражданина: один по две смены кряду устанавливал трудовые рекорды, другой спешил после работы в техникум, третий - на тренировку физкультурников или смотр художественной самодеятельности. Жёсткое расписание работы и скудное меню столовой удовлетворить всех никак не могли... Ну а без развитой системы обслуживающих учреждений коммуна превращалась в недоброй памяти коммуналку с бесконечными ссорами на тесной общей кухне, утренней очередью в туалет, поочерёдным мытьём длиннющих коридоров! Надо ли удивляться, что «гибридное жилое здание» на московской ул. Лестева уже давно перестроено под учреждения, а «студенческий дом-коммуна» и «Дом Наркомфина» пребывают во всё более запущенном виде, так как никто не желает в них жить?! Ш

(Продолжение следует) Николай Семёнов, кандидат исторических наук, фото Татьяны Новгородской

Плакат. Г. Шегель, 1931 г.

Дом Наркомфина (Новинский бульвар, 25, во дворе) пребывает ныне в плачевном состоянии, жизнь в нём лишь теплится... Однако к 2011 г. планируется превратить его в гостиничный комплекс из двух блоков: в основном, 8-этажном жилом корпусе площадью 33 тыс. ж разместить 40 гостиничных номеров класса люкс, магазин, лобби-бар, а в 4-этажном коммунальном (800 м2) — бизнес-центр, конференц-зал, ресторан и служебные помещения

49