Техника - молодёжи 2008-09, страница 42

Техника - молодёжи 2008-09, страница 42

PEMfl - ПРОСТРАНСТВО - ЧЕЛОВЕК

2008 №09 ТМ

По меркам конца 1920-х гг. жильё это было вполне пристойным: каждый из домов имел встроенную систему воздушного отопления, угольную печку, газовую плиту и бойлер для воды

В 1926 г. Гоопиус открыл новое направление - стекло и сталь. Примечательный, но не вполне удачный проект: «Стальной дом»: спроектированный Георгом Мухе и Ричардом Пауликом. Они оказались слишком увлечены использованием нового материала в жилищном строительстве, чтобы всерьез задумываться о его свойствах. С наступлением холодов дом, собранный из стальных панелей, мгновенно промерзал, а летом под лучами солнца превращался в раскаленную печку. Но, несмотря на зимние холода и летнюю жару, до 1988 г. в «Стальном доме» жили люди! В настоящее время он отреставрирован и функционирует как выставочный зал Фонда Баухауз-Цессау

и Гропиус не только получил участок под постройку нового здания Баухауза, но и приобрёл крупного заказчика для своего архитектурного бюро в лице городской администрации.

Было разработано три типовых серии -двухэтажные дома на одну семью с жилой площадью 57, 70 и 74 м2. У каждого дома с тыльной стороны был предусмотрен участок 3,5 - 4 «сотки» под огород, который помогал справиться и с проблемой продовольственной. Кстати, именно наличие огородов стало причи-

БАУХАУЗ: АРХИТЕКТУРА ПОД «СОЦИАЛЬНЫЙ ЗАКАЗ»

«Хаотичное разнообразие квартир является доказательством несовершенства наших идей в создании правильного жилища для современного человека. ..»,-Вальтер Гоопиус (1883-1969), немецкий архитектор, один из основоположников функционализма

Маленький немецкий городок Дессау не примечателен ничем, кроме того, что именно там находится едва ли не самая известная в мире школа дизайна - Баухауз, громкая слава которой осталась в первой половине XX в.

Баухауз по праву считается точкой отсчёта современной архитектуры и дизайна (см. «ТМ» №7 и 8/2008). В 1919 г. Вальтер Гропиус основал его как реформаторское учебно-практическое заведение: две архитектурные школы и академия объединились под общим названием. Работа мастеров и учеников, осваивающих теорию и практику, была нацелена на создание основ индустриального строительства. Новизна направления определила, что это должны быть максимально простые формы и строительство по принципу игры в кубики. Основные формы: круг, треугольник, квадрат; основные цвета: красный, голубой, жёлтый. В 1923 г. мастерская Гро-пиуса представила дом-образец, отличавшийся так называемой «формой без орнамента».

Баухауз жил во многом благодаря знаменитым именам. В школе препода

вали известные художники Иоханнес Иттен, Пауль Клее, Мис ван дер Роэ, Георг Мухе, Василий Кандинский и др. В 1924 г. к Баухаузу примкнул нидерландец Тео ван Дёсбург со своей теорией радикального искусства «де стайл».

Переезд Баухауза в 1925 г. из Веймара в Дессау произошёл по двум причинам: Карикатура на Ганса в Веймаре пришли Майера: «На пути к власти «правые» и к Советскому Союзу» Школу оттуда «попросили», а в Дессау также случилась смена местной власти, для которой приезд дизайнеров мастерской Гропи-усабыл как нельзя кстати. Развивающемуся промышленному городу катастрофически не хватало доступного жилья,

Сегодня дом X. Майера выглядит так же,

как и замышлялось в проекте, разве что прибавились

стеклопакеты на окнах

Здание «Дома кооперации» - центр архитектурного ансамбля района Тортен на юге Дессау, проект архитектурного бюро Гропиуса

40