Техника - молодёжи 2008-09, страница 56

Техника - молодёжи 2008-09, страница 56

3

_________и. ИСТОРИИ.

2008 №09 ТМ

Константинополь сегодня — это Стамбул

мужи отца своего передний, се же створи, хотя самовластець быти всей Суждапьской земли»2. Подобные известия содержатся и в ряде других летописных сводов. В летописи по Воскресенскому списку в числе изгнанников назван ещё один сводный брат Андрея — Михалко3. По другим сведениям, он остался в Южной Руси, в Переяславль-ской земле у Глеба Юрьевича.

Приведённая цитата требует пояснения. Епископ Леон, византийский ставленник, был удалён из Суздаля уже вторично. В 1159 году за чрезмерное усердие в сборе податей с церквей его «выгнаша Ростовци и Суждальци», то есть городское вече. Видимо, Леон вскоре сумел возвратиться. Высказано мнение, что он мог найти приют при суздальском дворе вдовы Юрия Долгорукого, где она жила с сыновьями. «Вероятно, вокруг княгини группировались недовольные политическим курсом Андрея старые бояре, члены княжеской думы — "передние мужи" Юрия. В Суздале образовалась крайне опасная для планов Андрея группировка, которую усиливал теперь опальный грек Леон... Андрей и решил покончить с ней одним ударом»4.

Какие планы Андрея Боголюбского имеются в виду? Прежде всего, его намерение учредить во Владимире, новой столице княжества, отдельную митрополию во главе с угодным князю

Византия к 1180 г. после завоеваний Мануила I Комнина

1 В некоторых генеалогических справочниках и работах историков Глеб называется сыном Юрия Долгорукого от второго брака, то есть признаётся родным братом Всеволода (чем, казалось бы, и должно объясняться их сближение в 1169 году). Но, как убедительно показал генеалог и геральдист Е.В. Пчелов, сыновьями Юрия от второй жены были Мстислав, Василько, Михалко и Всеволод; Глеб родился от первого брака Юрия Владимировича. См.: Пчелов Е.В. Генеалогия семьи Юрия Долгорукого // Ruthenica. Т. III. КиТв, 2004. С. 68-79.

2 Ипатьевская летопись. (Полное собрание русских летописей. Т. 2.) 2-е изд. М., 2001. Стб. 520. 3ПСРЛ. Т. 7. СПб., 1856. С. 76.

4 Воронин И.И. Андрей Боголюбский и Лука Хризоверг (Из истории русско-византийских отношений XII в.) // Византийский временник. 1962. Т. XXI. С. 29-50.

ЖЕЛАЮЩИХ ВЛАСТВОВАТЬ обычно больше, нежели владений. Во все времена проблема решалась одинаково: «лишних» — тем или иным способом устраняли.

Юрий Долгорукий женат был дважды. Первая супруга — дочь половецкого хана Аепы. Вторая — предположительно гречанка. Возможно, этим отчасти объясняется провизантийская политика Юрия Владимировича.

Андрей Боголюбский, непокорный сын Юрия от первого брака, ревностно любил православие, но недолюбливал крёстную мать Руси Византию — за чрезмерную опеку. А вот идея византийского самодержавия нравилась владимиро-суздальскому князю.

Стоит ли удивляться, что отъезд сыновей Юрия Долгорукого от второго брака и его вдовы в Константинополь современники восприняли однозначно — как депортацию Андреем Юрьевичем возможных претендентов на полноту его власти.

Высылка состоялась в начале 1160-х годов (по разным сведениям, около 1161-го или в 1162-м). Младшему

изгнаннику, Всеволоду, было в ту пору шесть-семь лет (он родился 19 октября 1154 года), и никто не мог предполагать, что Русь покидает будущий великий князь владимирский Всеволод III, по прозвищу Большое Гнездо.

Что странно в этой истории? Спустя несколько лет, зимой 1168/69 годов, мы видим четырнадцатилетнего Всеволода в числе соратников Андрея Боголюбского, идущих под началом его сына на Киев. После взятия города 8 марта 1169 года на «золотой киевский стол» по воле Андрея сел его родной брат Глеб, а Всеволод остался при Глебе1. Позже, в 1173 году, он и сам в течение пяти недель занимал киевский престол.

Куда же подевалась былая вражда Андрея к потомству его мачехи? Да и была ли вражда? Каковы действительные причины отъезда его единокровных братьев? Где они жили и чем занимались вдали от родины? И почему Всеволод вернулся на Русь один? Вот такие вопросы вызывает эта загадочная ссылка. Попытаемся на них ответить.

СВИДЕТЕЛЬСТВА О ТЕХ СОБЫТИЯХ лаконичны и противоречивы.

Под 6670 (1162) годом Ипатьевская летопись сообщает: «...выгна Андрей епископа Леона исъ Суждаля, и братью свою погна, Мьсти-слава и Василка, и два Рос-тиславича, сыновца своя,

54