Техника - молодёжи 2008-09, страница 583 _________и. ИСТОРИИ. 2008 №09 ТМ Дмитрий Солунский. Икона. Из Успенского собора в г. Дмитрове. XII в. Государственная Третьяковская галерея Великий владимирский князь Ярослав Всеволодович. Фреска церкви Спаса на Нередице близ Новгорода. Около 1246 г. Воспроизводится фрагмент довоенного фотоснимка росписи, уничтоженной при артобстрелах в 1941-1943 гг. Портрет Ярослава красноречиво свидетельствует о его южных корнях: мать -«ясыня» (осетинка); бабка по отцу, Всеволоду Большое Гнездо, -предположительно гречанка. Фреску, вероятнее всего, заказал в год кончины Ярослава его сын Александр Невский Фрагмент иконы Дмитрия Солунского. Распространено мнение, что здесь изображён Всеволод Юрьевич Большое Гнездо, в крещении Дмитрий лакуна, пустота. Можно ли реконструировать его жизнь на чужбине? Попытаться — можно. И для этого важно знать происхождение его матери. Сначала отсечём крайности. Простолюдинка, неважно из каких земель, не могла стать женой владетельного князя: в средние века (да и не только) вступали в брак исключительно по расчёту: имущественному, политическому, тому и другому. И принадлежали жених и невеста, как правило, к одному сословию. Не могла Юрьева наречённая быть и дочерью Мануила Комнина. Действительно, тот родился около 1118 (по другим данным, около 1123) года, и в 1162-м у него попросту не могло быть взрослых внуков, способных управлять областями империи. Оттого-то и появилась в историографии новая версия: женой Юрия Долгорукого была сестра Мануила11. То есть дочь его отца, василевса Иоанна I Комнина, а значит, по-прежнему царевна. Ну а как же иначе? Разве может великий князь киевский жениться на особе менее знатной? Но в том-то и дело, что великим князем Юрий Владимирович в ту пору ещё не был. Впервые вокняжился в Киеве он в 1149 году. А вторично женился, как убедительно показал современный исследователь, «где-то на рубеже 1120 — 1130-х годов»12, то есть в ту пору, когда княжил в Суздале, куда перенёс свою столицу из Ростова после смерти отца. И хотя Юрий Владимирович в 1132 году объявил Рос-тово-Суздальское княжество независимым от Киева и тем самым, по мнению ряда историков, положил начало феодальной раздробленности на Руси, вряд ли этот «акт сепаратизма» был должным образом оценён в Константинополе. Для Византии Ростово-Суздальская земля была в те годы сущим захолустьем. Это позже, в середине XII века, когда Юрий Владимирович включится в борьбу за великокняжеский стол в Киеве, его имя, а с ним и прозвание северного его края, прогремит в окрестных землях, многократно отзовётся в южнорусских летописях, а пока... да никаких царевен не хватит, чтобы повязать августейшими узами всех властителей даже на границах империи, не говоря уже о задворках «Тавроскифской страны». Законное сомнение Карамзина в царском происхождении второй жены Юрия подтвердили позднейшие исследователи, не нашедшие в анналах византийской истории упоминаний об этом браке13. Если не царевна, то кто? Рассуждая о возможных матримониальных притязаниях овдовевшего суздальского князя Юрия, не стоит забывать, что его бабкой по отцовской линии была дочь византийского императора Константина Мономаха, по коей причине Юрьев отец Владимир Всеволодович и получил своё знаменитое прозвище. Владимир Мономах княжил в Киеве с 1113 по 1125 год, вплоть до своей смерти. Дату его кончины и предполагаемую дату второй женитьбы Юрия Владимировича разделяют лишь несколько лет. За это время при дворе василевса Иоанна II Комнина не могла развеяться память о подлинно великом князе земли Русской, не могли прерваться цареградские связи Владимировой семьи, и невестой овдовевшего его сына вполне могла стать если не родственница, то свойственница императора или иная знатная особа из его ближнего окружения. 11 По более осторожному мнению — родственница. См., например: Лимонов Ю.А. Владимиро-Суздаль-ская Русь: Очерки социально-политической истории. Л., 1987. С. 36. 12 Пчелов Е.В. Указ. соч. С. 78. 13См.: Kazhdan A. Rus'-Byzantine Princely Marriages in the Eleventh and Twelfth Centuries // Harvard Ukrainian Studies. Proceedings of the International Congress Commemorating the Millennium of Christianity in Rus'-Ukraine. Vol. 12/13 (Cambridge Mass., 1988/1989), p. 423-424. В частности, автор пишет (пер. с англ. наш): «У нас нет никаких данных относительно женитьбы Юрия на греческой принцессе. Лопарев (X.M. Лопарев, известный учёный-византинист. —А.В.) не включал это необоснованное свидетельство в свой список браков». 56 |