Техника - молодёжи 2008-09, страница 57епископом, русским родом. С такой просьбой суздальский «самовластец» обращался к константинопольскому патриарху. Летописи сохранили текст грамоты, которую патриарх Лука Хри-соверг направил в ответ Андрею. В этом послании отказ учредить митрополию во Владимире мотивируется тем, что единая земля должна иметь одного епископа: «...отъяти таковый град от правды епископьи Ростовския и Суждальския и быти ему митропо-лиею не мощно есть то... понеже бо... не иноя страны есть ни области таковый град... но тое же самое земли и области есть... в нейже едина епи-скопья была издавна, и един епископ во всей земли той»5. Действительной причиной отказа явилось опасение византийской патриархии частично утратить контроль над церковной властью в одном из крупнейших русских княжеств. Высланного в 1162 году Леона пришлось принять обратно, но в Суздаль князь его не пустил, поселил в Ростове. (Вскоре епископа обвинят в «ереси» по вопросу о порядке постов и снова выдворят.) Мачеха и сводные братья Андрея последовали за пределы Руси... Что любопытно, суздальские хронисты «не заметили» отъезд Андреевой родни. Более того, под 6670-6671 гг. в Лаврентьевской летописи вообще нет статей. Видимо, в них содержались сведения, «неудобные» для владимирской династии, и эти статьи были удалены при последующей редактуре. А киевский летописец всё под тем же 6670 годом продолжает: «...идоста Гюргевича Царюгороду Мьстиславъ и Василко съ матерью, и Всеволода молодого пояша со собою третьего брата, и дасть царь Василкови в Дунай 4 городы, а Мьстиславу дасть волость Отскалана»6. Два Андреевых племянника («сыновца») здесь не упомянуты. Вероятно, они остались в Южной Руси. (Позже эти двое Ростиславичей, Мстислав и Ярополк, будут бороться за наследство дяди, но потерпят поражение.) Неизвестна судьба «передних мужей» покойного Юрия Владимировича. Возможно, они последовали за его детьми в Византию и поступили на имперскую службу. Свидетельство Ипатьевской летописи о том, что Василько, сын Юрия (Георгия) Долгорукого, получил владе ния в Восточной Римской империи, подтверждает византийский историк Иоанн Киннам. Описывая более поздние (1165 года) события, он отмечает: «В то же время и Владислав, один из династов в Тавроскифской стране, с детьми, женой и всеми своими людьми добровольно перешёл к ромеям. Ему была отдана земля у Истра (древнегреческое название Дуная. — А.В.), которую некогда василевс дал пришедшему Василику, сыну Георгия, который среди филархов Тавроскифской страны обладал старшинством»7. Вероятно, именно эта труднообъяснимая щедрость императора к пришельцу из Тавроскифии, как упорно называли ромейские книжники Русь, и побудила позднейших летописцев и историков сделать вывод о близком родстве Мануила I со второй женой Юрия Долгорукого. Под 6670 годом Густынская летопись, самые древние списки которой относятся к последней трети XVII века, сообщает: «...пойдоста Мстислав и Василко и Всеволод Юрьевичи со материю в Цариград, к царю Мануилу, к деду своему; и даде им царь градов несколько, да живут тамо»8. Таким образом, составители Густын-ской летописи считают вторую жену Юрия дочерью Мануила Комнина. В.Н. Татищев, комментируя благосклонность императора к её сыновьям, заключает, что она «греческая принцесса была»9. Н.М. Карамзин усомнился в царском происхождении второй жены Юрия Владимировича, но, как и его предшественники, склонен считать её гречанкой: «Вероятно, что вторая Георгиева супруга была Гоечанка, ибо она уехала в Царьград; но Историки наши без всякого основания именуют её Греческою Царевною Еленою. Родословная Византийского Императорского Дому не представляет нам ни одной Царевны Елены, на которой мог бы жениться Георгий...»10. Однако легенда о царском происхождении второй жены Юрия Долгорукого продолжает жить. ТАК ЛИ ВАЖНО ЗНАТЬ, откуда происходит мать Всеволода? Русская она или гречанка, царевна или княжна, это ничего не меняет в писаной биографии великого князя владимирского Всеволода Юрьевича Большое Гнездо. А в неписаной? Между двумя упоминаниями о нём — в 1162 и 1169 годах — 5 Грамота цареградского патриарха Луки Хрисоверга к Андрею Боголюбскому // Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви. Кн. II. Прилож. 2 к т. 3. М., 1995. С. 582. 6 Ипатьевская летопись... Стб. 521. Встречается и другая форма записи этого топонима: «от Скалана». 7 Бибиков М.В. Византийский историк Иоанн Киннам о Руси и народах Восточной Европы. М., 1997. С. 67. 8 ПСРЛ. Т. 2. СПб., 1843. С. 307. 9 Татищев В.Н. История Российская. В 3 т. Т. 2. М., 2005. С. 328, 690. 10 Карамзин Н.М. История государства Российского в 12-ти томах. Т. II-III. М., 1991. С. 345. Руины Нового дворца (основной резиденции византийских императоров с 1081 г.) во Влахернах, северозападном пригороде Константинополя I \ . tjJWfelf \\ - Мануил I Комнин, византийский император, правивший в 1143-1180 гг. Андрей Юрьевич Боголюбский. Реконструкция ММ. Герасимова. 1939 г. Государственный исторический музей 55 |