Техника - молодёжи 2008-09, страница 64

Техника - молодёжи 2008-09, страница 64

2008 №09 ТМ

В юбилейном году редакция обратилась к Герману Смирнову, основавшему в 1963 г. рубрику «Клуб ТМ», с просьбой составить её из материалов, связанных, так или иначе, с историей и сотрудниками журнала.

Встреча с неведомым ЭТО ВСЁ - ИЗ ЛОНДОНА!

Как-то раз в конце 60-х гг к заведующему отделом науки Андрею Макаровичу Эмме пришёл одетый с иголочки визитёр и затеял с ним спор о генетике. На Эмме, «вейсма-ниста-морганиста», как он себя называл, дилетантский разговор на эту больную тему действовал как красная тряпка на быка. Биолог-генетик по образованию он в своё время немало претерпел за приверженность к этой «лженауке».

— Ну что вы мне будете рассказывать о генетике, -прорычал он. - Вот если бы вы сказали мне, где вы купили ваш костюмчик, галстук и ботиночки - вот это был бы для меня другой разговор. Я немедленно побежал бы в этот магазин за покупками.

— И совершенно напрасно! - воскликнул визитёр. Он встал, лёгким жестом провёл рукой по своему одеянию сверху донизу и сказал:

— Это всё - из Лондона!

Так редакция впервые увидела знаменитого впоследствии футуролога и философа Бестужева-Ладу...

Это интересно

ТРИ СЕКУНДЫ НА

ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ

Ответственный редактор журнала Игорь Подколзин, бывший морской офицер не уставал поражать сотрудников необычайными рассказами из своей жизни. «Году в сорок седьмом, - рассказывал он, -пошли мы в Нагасаки возвращать американцам их фрегат, который они одолжили Со-

Щ

ветскому Союзу по лендлизу. Пришли, стали у стенки. Тут же на борт поднялся японский портовый инспектор, спросил у боцмана: «Крыс на корабле потравили?»

— А как же! - сказал на всякий случай боцман, хотя понятия не имел о таком требовании. И вдруг, как назло, за спиной боцмана из-за труб высунулась откормленная крысиная морда. Оторопевший чиновник, указывая пальцем на крысу, пролепетал: «А это что?».

Боцман стоял спиной и не мог видеть крысы. Чтобы понять и оценить ситуацию, у него было секунды три пока он оборачивался назад. Но мысль его работала мгновенно.

— А-а-а! Это-то? - произнёс он с секундной запинкой. - Да это же наша ручная крыса Машка... Слышь, Машка, а ну пойди сюда!

Крыса юркнула за трубы и слышен был удаляющийся вдаль шорох... Боцман задумчиво глядел ей вслед,

потом повернулся и доверительно объяснил японцу:

— Чужих испугалась, глупенькая...

Однажды

О ТРЕТЬЕМ - МОЛЧОК!

Инженер Геннадий Петров, проработавший в конце 60-х гг в должности заведующего отделом техники журнала всего несколько месяцев, однажды сказал на редакционном сборище:

— Среди выпускников МВТУ им. Баумана было всего три выдающихся человека: Сергей Королёв, космонавт Елисеев, а о третьем я из скромности умалчиваю...

Судьба человека ПОХВАЛЬНОЕ СЛОВО ГРИГОРЬЕВУ

Свой первый рассказ выдающийся русский писатель Владимир Григорьев (1934-1999) опубликовал в «Технике-молодёжи» в 1961 г. И за прошедшие с тех пор почти сорок лет написал очень мало: «полное собрание» его сочинений -толстенький томик небольшого формата. Но в нём не было ни капли водянистой болтовни, каждая фраза -отточенная мысль. И, может, поэтому Владимир Васильевич помнил их наизусть, время от времени поражая нас своими парадоксами, g - Амёбы, инфузории это g организмы, коих естествен-| ный отбор и борьба за суще-Н ствование довели до микро-Ч скопического состояния... ^ - Он выхватил её, можно о. сказать, из объятии спруто-§ робота и впоследствии ^ долго жалел об этом... § - А зачем люди мечутся в вокруг кожаного мяча, тра-о вят короля пешками, конями, О. слонами и самой королевой?

Таким же полновесным был и григорьевский разговор, всегда бугрившийся парадоксальными мыслями. Казалось, осталось только сесть и записать их, но что-то удерживало Владимира Васильевича от того, чтобы класть на бумагу не до конца додуманное и отделанное.

Как-то в 1973 г. я случайно встретил Григорьева в коридоре издательства, спросил его: «Пишешь?» «А как же, -с готовностью ответил он. -Только вчера закончил рассказ «Кровавая Мэри» о том, как мы построили в Нью-Йорке кровепровод...».

— Что-что? — изумился я.

— Кровепровод. Ты же понимаешь, что кровь - это тоже природный ресурс.

На Западе её не хватает -это общеизвестно. А нам ведь надо же чем-то торговать. Ну, вот мы и решили торговать кровью. Каждый должен в месяц сдавать поллитра. А в обмен с Запада идут к нам станки, оборудование. На выходном конце кровепровода в Нью-Йорке -коктейль-холл, где посетителям подаются коктейли «Кровавая Мэри» с разными группами крови...

Я специально указал дату нашего разговора: тридцать пять лет назад проницательный фантаст предугадал жуткую картину того, что почти стало явью в наши дни... Увы, этот рассказ не был положен на бумагу, как и многие другие.

У Григорьева была манера

при встрече сразу ошеломлять собеседника каким-нибудь парадоксом.

— Знаешь, как будет называться Ленинград в 2000 г.? Санкт-Ленинбург!

— Живу теперь в новом районе. Рядом улица Пестеля, проезд Якушкина, улица Декабристов... Ты подумай, кто повешен, кто в тюрьме. И весь этот район называется ОТРАДНОЕ!

— Если бы сделали прибор, для которого все неорганические вещества стали бы прозрачными, представляешь, как выглядели бы пассажиры летящего со скоростью 900 км/ч авиалайнера...

Григорьев несколько месяцев временно работал в «Технике-молодёжи» литературным редактором. Ему поручили отредактировать статью о пользе змей, из яда которых делают лекарства; и он очень гордился придуманным им названием: «Похвальное слово гадам». Он только не учёл, что статья попадёт в № 11, 1967 г., а шеф, не подумав, поставит над ней юбилейную марку «К 50-летию Октября»...

62