Техника - молодёжи 2008-12, страница 29

Техника - молодёжи 2008-12, страница 29

ных в проект, и свою работоспособность. Это дало возможность без задержек продолжить отработку ракеты, и, в конечном итоге, первыми в мире создать баллистическую ракету с межконтинентальной дальностью полёта, и, как следующий шаг, космическую ракету-носитель.

...В конце сентября 1957 г. Г.А. Тю-лин и я были направлены на полигон для участия в запуске на орбиту первого искусственного спутника Земли. В мои обязанности входило взаимодействие с КВЦ, созданным в НИИ-4, во время подготовки, пуска и полёта ИСЗ. То, что предстало моему взору на полигоне, меня поразило.

Менее чем за три года пустынный маленький разъезд Тюра-Там превратился в крупную железнодорожную станцию, на которой я не без труда нашёл прежние три пристанционных здания и башню водокачки. На берегу Сырдарьи раскинулся довольно большой массив жилых домов, правда, пока деревянных, сборно-панельного типа.

Советского Союза, крупномасштабная карта северного Казахстана с нанесёнными на ней полигонными измерительными пунктами и трассой движения Р-7 на активном участке полёта. Имелся также плексигласовый шаблон с трассой витка ИСЗ. Накладывая его на карту мира в соответствии с данными, получаемыми по телефону из КВЦ, можно было следить за движением спутника по орбите.

Днём 4 октября перед запуском ИСЗ на полигоне царила напряжённая атмосфера. Шли последние проверки систем ракеты Р-7, спутника и всех наземных средств, привлекаемых к работе. В нашей комнате проверялась связь с КВЦ и осуществлялось уточнение баллистических данных о полёте ракеты и ИСЗ.

Старт был назначен на 22 ч 30 мин московского времени.

Ощущалось, как по мере приближения вечера возрастает напряжение. Незадолго до запуска всё вокруг опустело. Руководители находились в бун-

От станции на север к стартовой площадке были проложены железнодорожная ветка и бетонная автомобильная дорога. На том месте, где ещё не так давно был вкопан рельс, обозначивший точку старта, красовался огромный фундаментальный стартовый комплекс. В нескольких километрах от него высилось здание монтажно-испыта-тельного комплекса. И, конечно, неизгладимое впечатление произвела стоявшая на стартовой площадке ракета Р-7, которую я первый раз увидел в натуре.

В одном из зданий вблизи МИКа для организации связи с КВЦ и работы представителей НИИ-4 была выделена небольшая комната: несколько столов, телефонные аппараты, карты мира,

кере стартового комплекса, тех, кто был свободен от работы, увезли на безопасное расстояние. Несколько человек из нашего и соседних зданий вышли на улицу и ждали старта.

Впечатление от того, что я увидел и услышал при старте, превзошло все мои ожидания, потрясло до глубины души мощью происходящего, вызвало дикий восторг и, одновременно, какой-то инстинктивный страх перед совершающимся.

Как известно, старт и выведение ИСЗ на орбиту прошли успешно. Вскоре после ухода ракеты из зоны видимости с места старта наша комната стала наполняться главными конструкторами различных систем и их ведущими

сотрудниками. Пришёл и С.П. Королёв. Все ждали подтверждения приёма на Земле сигналов спутника. Он должен был начать их излучать после своего отделения от последней ступени ракеты; все выжидающе-тре-бовательно смотрели на меня, держащего трубку прямой связи с КВЦ.

Наконец оттуда сообщили о приёме, и комната наполнилась ликованием. Ещё большую бурю восторга вызвало сообщение о получении сигналов со спутника после совершения им первого полного оборота вокруг Земли. Крупные руководители, очень серьёзные люди, по-детски радовались, не стесняясь бурно выражать свои чувства.

Скоро комната опустела - специалисты, выполнившие работу и освободившиеся от давления ответственности, разошлись по своим помещениям, чтобы в тесных коллективах отметить успех. Я оставался на дежурстве в комнате. Перед концом второго витка некоторые, заметно уже повеселевшие, вернулись в комнату, чтобы ещё раз убедиться в том, что спутник продолжает подавать сигналы.

Под утро позвонил С.П. Королёв и спросил, можно ли будет визуально наблюдать последнюю ступень ракеты и спутник на орбите. Я ответил, что освещённость при прохождении этих объектов через нашу зону видимости будет не очень хорошей, но попробовать можно, и назвал соответствующее время. Сергей Павлович попросил достать бинокли и выйти к тому времени на улицу. Однако, к сожалению, помимо неудачной освещённости, небо над нами оказалось затянутым лёгкой перистой облачностью, и мы ничего не увидели. Сергей Павлович сказал: «Не огорчайся, последнюю ступень и спутник теперь можно будет видеть часто».

Так оно и было, в чём смог убедиться не только я, но и множество людей на всей планете. Ш

Игорь Бажинов, доктор технических наук

Фото предоставлены В.А. Меньшиковым, Л.Б. Лозининой, Ю.Е. Юдиной. Особую благодарность автор выражает В.А. Меньшикову, двадцать лет проработавшему на Байконуре, за фотографии из самого раннего периода истории космодрома

27