Техника - молодёжи 2009-02, страница 14

Техника - молодёжи 2009-02, страница 14

Историческая серия

2Q09 N02 ТМ

«МОСКВИЧИ»

В 1931 г. советское правительство утвердило план сооружения судоходного канала Москва-Волга, а в 1932 г. уже началось его строительство.

В следующем году приказом наркома водного транспорта из Управления московского порта выделили Управление пригородного сообщения -будущего столичного речного пароходства, предоставив ему права самостоятельного треста. А заводу «Красное Сормово» заказали «канальные», 300-местные, пассажирские теплоходы, которые называли в честь лётчиков, первых Героев Советского Союза. Это были шесть двухпалубных судов типа «Леваневский» мощностью по 260 л.с. и столько же однопалубных, 140-сильных, типа «Чкалов». Те и другие выполнили изящными, с удлинёнными, «зализанными» надстройками и комфортабельными салонами. Все они были готовы к торжественному открытию канала 27 апреля 1937 г.

В 1939 г. определили основные классы речных судов, которые предстояло проектировать и строить в III пятилетке для всех внутренних водных бассейнов. Для городских и пригородных линий предназначались 150- и 300-местные теплоходы, развивавшие соответственно, 20 и 25 км/ч. Выполнению этих планов помешала война.

В 1941 - 1945 гг. пароходства, находившиеся на европейской части страны, потеряли 1092 парохода и теплохода, 2608 несамоходных и 626 прочих судов и плавсредств, уцелевшие нуждались в ремонте. Кроме того, следовало заменить устаревшие. Это относилось и к судам, предназначенным для обслуживания городских и пригородных линий.

К 1948 г. сотрудники ЦТКБ Министерства речного флота завершили работу над проектом 544 «пассажирского катера полузакрытого типа с двухэтажным размещением пассажиров, надстройками, частично утопленными в корпус, кокпитом в корме, прикрытым тентом».

Их надстройки и корпусы следовало выполнять стальными с толщиной днища, бортов и фальшборта 4 мм, а главной палубы 3,5 мм, непотопляемость должны были обеспечивать три водонепроницаемые переборки.

На верхней палубе, в носовой и кормовой частях располагались места для

пассажиров, в ненастную или, напротив, жаркую погоду над ними натягивали тенты. Ниже размещались два закрытых салона с окнами и трапами на верхнюю палубу.

В центре корпуса находилась ходовая рубка с дистанционным управлением силовой установкой. Сначала ею служил дизель 64СП 15/18 (ЗД6) мощностью 150 л.с. с электростартером, ас 1961 г., но проекту 1594, стали применять дизели марки 64СП 18/22. Для топлива и машинного масла предназначались цистерны, устроенные по обоим бортам.

Дизель приводил в действие стальной, 4-лопастнып гребной винт диаметром 0,9 м и генератор марки Г-732, вырабатывавший постоянный электроток напряжением 24 - 28 В и заряжавший восемь аккумуляторных батарей общей ёмкостью 128 а/ч.

Руль выполнили.подвесным, балан-сирным, площадью 0,9 кв.м. В носу, на палубе, находились два якоря системы Матросова весом по 35 кг и ручной шпиль для их отдачи и выборки.

В том же 1948 г. на Московском судостроительном и судоремонтном заводе заложили головной теплоход проекта 544, а затем приступили к их серийному производству. Каждому присваивали индекс М («Москвич») и порядковый номер. Теперь трудно сказать. сколько их было изготовлено, известно только, что одним из последних был «Москвич-269».

Москвичам и приезжим сразу понравились эти небольшие суда с удлинённой, обтекаемой («самолётной») надстройкой, уютными салонами и прекрасным обзором из них и с верхней палубы. А речники оценили простоту устройства, лёгкость обслуживания, хорошую управляемость и экономичность. Стоит напомнить, что на «Москвичах» без отрыва от производства готовили судоводителей, механиков и мотористов, а дистанционное управление двигателем из рубки привело к появлению в пароходствах новой специальности капитана-механика.

Обычно «Москвичи» работали на внутригородских и загородных линиях. обслуживали экскурсантов. Со слов заместителя генерального директора «Столичной судоходной компании» Е.В. Власова, в 60-е гг. на Москве-реке появились так называемые пассажирские составы -

«Москвичи», специальными автосцепами скреплённые с плавучими верандами длиной по 40 м. Толкая их перед собой, теплоходы увозили пассажиров куда-нибудь подальше от благ цивилизации, хотя бы в Рублёво, где тогда ещё можно было отдохнуть на природе...

А мне однажды попалась фотография с подписью «Перекачка молока в Северном порту Москвы». На ней были изображены стоящая на причале автомобильная цистерна, от которой тянулся шланг к теплоходу проекта 544, на борту которого вместо обычного обозначения была крупная надпись «Молоко».

Е.В. Власов объяснил, что в 50-е гг. на нескольких «Москвичах» пассажирские салоны переоборудовали в цистерны или грузовые трюмы. Такие теплоходы доставляли в столицу с сельскохозяйственных предприятий Подмосковья, Серпуховского, Луховицкого и других районов, из окрестностей Рязани и Ростова молоко, картофель, морковь и другие продукты. А превращенные в танкеры «Москвичи» доставляли крупным пассажирским судам питьевую воду.

Раз в 5 лет «Москвичей» поднимали на слип судоремонтного завода, чтобы, замерив толщину обшивки, установить степень износа корпуса и надстройки. Истончившиеся либо проржавевшие части заменяли новыми, и теплоходы вновь приступали к работе на городских и экскурсионных линиях.

Первый «Москвич» поднял вымпел столичного пароходства 60 лет назад. Понятно, такой стаж не мог не сказаться на их состоянии, да и флот постоянно нуждается в омоложении. С 1969 г. Московский судостроительный и судоремонтный завод приступил к серийной постройке экскурсионных, 240-местных теплоходов типа «Москва», развивавших 23 км/ч. Кстати, и их проект Р-51 разработали в том же ЦТ К Б Министерства речного флота. А заслуженные «Москвичи» один за другим стали отправлять в отставку. В конце 2008 г. в «Столичной судоходной компании» осталось всего восемь таких теплоходов, возможно, они сохранились в других пароходствах. Почему бы не сберечь хотя бы один из них, превратив в плавучий мемориал, благо такой исторический комплекс уже есть в Химках?

Игорь Боечин

12